Оля, переслал еще раз, там два письма.
Пикап писал(а):
Кстати, что ты скажешь по поводу моего предпоследнего поста? Что думаешь?
Как ты сам описывал бы не очень опытному всаднику те ощущения, которые он должен испытать?
Я тут как раз размышлял, как бы мне так покороче это изложить и попонятнее!
То, что ты написала про прохождение векторов толчков через колени - как описание ощущений хорошо и правильно. Мы и с Фар не так давно как раз копья опять ломали, говоря про посадку.
Я сейчас напишу, предрекая вал возмущений, но как сказать проще - пока не придумал, сорри!
1) Стремена, как совершенно верно написала и ты, и Фар, действительно склонны выбрасывать из седла. Причем, иногда, и опытных всадников.
2) Пример для иллюстрации того, что я считаю верным: берем брусок пластилина и кладем сверху палочку. Если мы надавим пальцем на палочку точно посередине, она вомнется в пластилин равномерно. Если надавим ближе к какому-то из концов, этот конец вдавится в пластилин сильнее.
3) У всадника эта "палочка" - это бедра плюс попа.
а) Если вес всадника давит ближе к переднему концу палочки, то есть ближе к коленям - колени вцепляются в седло, а шлюсс (внутренняя и задняя часть бедра) уже не может прочно держать всадника в седле.
б) Если вес всадника расположен точно над попой, карикатурно-вертикально, или корпус еще отклонен назад - получаем слишком большую нагрузку на седалищные кости, на попу, вынуждены слишком активно работать ягодицами, тазом. Иллюстрация этого - "езда в отвале (назад)", как это кто-то назвал, не помню, но метко.
4) Мораль:
на всем участке "попа-бедра-подколенные связки-внутренняя сторона коленной чашечки" всадник должен чувствовать примерно одинаковое давление. Я так Лене и себе самому говорил, результат есть на фотках, критика принимается, конечно... Раньше это называли "обнять лошадь". Лично я чувствую, что как только где-то образуется "пик", "всплеск" давления - сразу приходится начинать делать какие-то лишние движения... так примерно...
5) Когда я говорю "вес всадника", я подразумеваю вес той части тела всадника, положение которой он может изменять относительно лошади. То есть - вес корпуса, выше пояса. Это понятно: попа и бедра лежат на коне, корпус можем чуть наклонять куда угодно.
6) ИМХО, всадник должен чувствовать, например, на учебной рыси, что вес его корпуса расположен
не точно над попой и не точно над коленями.
а) Если перенести вес слишком вперед, расположив его над коленями - получим "слишком конкурную посадку" с излишним сжиманием коленей. И все равно всадник будет перенапрягаться и мотыляться, так как значительная часть шлюсса и попа будут в недостаточном контакте с седлом.
б) Если перенесем вес слишком назад, то будем сидеть только на попе, а не на попе плюс шлюссе. Итог - необходимость слишком активно отрабатывать поясницей и недостаточная устойчивость посадки в экстремальных случаях. Из-за того, что колени и близкая к ним часть бедра не несут почти никакой нагрузки.
Вывод: вес корпуса всадника должен быть не точно-точно над попой, а чуть впереди, примерно там, где заканчивается ягодица и начинается бедро. Наклон корпуса вперед, необходимый для этого, очень мал, почти не виден. Тогда всадник равномерно распределяет весь вес корпуса на попу и шлюсс, может одинаково легко ехать и учебной, и строевой рысью, не загружает излишне спину коню, не отстает на переходах.
Излишне короткие, "конкурные" стремена зачастую не дают удобно "разложить" бедра на лошади. То есть, даже когда всадник просто сидит на неподвижной лошади, вся внутренняя поверхность бедра не давит на коня равномерно. Оттого многие конкуристы сидят, согнув спину и излишне сжимая колени. Чем больше сжимают - тем меньше сила трения между шлюссом и седлом, чем меньше устойчивость за счет плотности посадки, а не за счет силы сжимания колен. Об этом говорил Джордж Моррис на конкурном семинаре, считая это типичным недостатком российских конкуристов. ИМХО, он прав...
Интуитивно многие прекрасные всадники сутулятся, переходя, например, с активного галопа в активную рысь. Потому, что ссутуливание позволяет перенести вес чуть вперед и равномернее загрузить попу и шлюсс. Потому, что большие мышцы шлюсса позволяют лучше смягчать толчки лошади, нежели "вертикальное проведение напрямую", только через седалищные кости и позвоночнок.
Хочу быть правильно понятым! Я не агитирую за революцию: шо занатто - то нездрове! Нельзя наклонять корпус вперед чересчур, принимая позу кота на заборе! Точно так же нельзя ездить "шомполом" на чересчур длинных стременах, стоя в них на носках. Разумный, еле видный компромисс - ИМХО, где-то посередине...
Сильно не ругайте...