Karthehadaschath: распятый и воскресший

АнтиНОЭ - Форум единомышленников
Текущее время: 08-05, 03:06

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Кеннинги
СообщениеДобавлено: 17-08, 22:19 
Не в сети
Педант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31-05, 00:40
Сообщения: 2909
Откуда: Москва-Memel
Статья о конных кеннингах "Корабль дороги скальда" была опубликована в журнале "Конный мир" №8/2009. Здесь я размещаю ее краткий конспект.

Корабль дороги скальда

Поэзия в Скандинавии и в Исландии возникла около IX века. Было в обычае читать песни, сочиненные ad hoc, - например, в честь благополучного возвращения конунга из похода, пира или битвы жеребцов. Иными словами, были в ходу поэтические импровизации. По-древнеисландски автор любого подобного произведения назывался скальд, и такая поэзия и в наше время называется скальдической. Параллельно существовала и эддическая поэзия – это были крупные литературные произведения, такие как «Старшая Эдда» и другие песни о богах и героях.
В скальдической поэзии главным было не столько содержание, сколько поэтический язык, основой которого была система особых образных выражений – кеннингов.
Кеннингами обозначали любые предметы и явления – землю, море, ворона, меч. Кеннинги состоят из двух и более существительных.
Пример кеннингов воина: «древо битвы», «куст шлема»;
кеннинги моря: «поле тюленя», «земля рыбы» и т.д.
Кеннинги из двух существительных называются двучленными; они проще запоминались, были легче для понимания, а потому широко распространились.
В ходу были и более сложные фигуры – трех-, четырех-, пяти- и шестичленные кеннинги.
Вот, например, семичленный кеннинг: «метатель огня ведьмы луны коня корабельных сараев». Толкование длинных кеннингов можно сравнить с разматыванием клубка: для этого его нужно разделить на более простые части и толковать их по цепочке. Итак, «конь корабельных сараев» - это корабль, «луна корабля» - щит, повешенный на борт, «ведьма щита» - копье, способное этот щит пронзить, «вьюга копий» - битва, «огонь битвы» - меч, «метатель меча» - воин. Таким образом, перед нами кеннинг воина.

«Конные» кеннинги

Кеннигов коня в скальдической поэзии очень мало, хотя лошади в древнескандинавских песнях встречались нередко. Нам удалось найти только два: «сотрясатель узды» и «корабль дороги».
Были кеннинги других предметов и персонажей, в которых использовался образ лошади.
Кеннинги корабля:
«конь моря»
«конь корабельных сараев»
«конь волны»
«дубовый конь»
«жеребец волн»
«конь дров»
«конь мачты»
«конь пирата»
«конь зыби»
«скакун корабельного борта»
«конь шпангоутов»
«лошадь марса»
«мерин реи»
иногда даже просто «конь», а также
трехчленный кеннинг «скакун тропы чайки» («тропа чайки» - море)
«жеребец Гейти»
«конь струи Гюльви» (оба - имена известных морских конунгов)
«морская колесница катков».

Кеннинги волка:
«конь Гьяльни»
«конь Гунн» (имена валькирий)
«(вороной/серый) конь великанши»
«конь жены тролля»
«конь тролля»
«конь Гритра»
«конь вечернего всадника»
«табуны троллей».
Волк ассоциировался с силами зла, луной и колдовством. Прародительницей волков была старая великанша, жившая в Железном лесу на востоке Мидгарда – мира людей; на волках ездили верхом тролли.

Кеннинг земли:
«конь тумана».

Кеннинг ворона:
«конь ведьмы»

Кеннинг дома:
«конь стены».

Кеннинг виселицы:
«деревянный конь».

Кеннинг «поклажа/ноша Грани», обозначающий золото, требует пояснений. Он основан на древнеисландской легенде о герое Сигурде, победившем дракона. Завладев сокровищницей, Сигурд навьючил своего коня золотом – а имя его скакуна было Грани.

Бога Хеймдалля иногда называли Владетелем коня Золотая Челка. Впрочем, как о самом коне, так и о его хозяине исследователям известно крайне мало.

Название мирового ясеня Иггдрасиль означает «скакун Игга» (Игг – одно из имен верховного бога Одина). Один ездил на восьминогом жеребце Слейпнире. Означает ли это, что этот скакун, как и гигантский ясень, является стержнем мироздания, остается неизвестным.

Из перечисленных выше кеннингов скальды могли составлять многочленные поэтические фигуры. Сложные кеннинги приживались хуже, и каждый поэт придумывал свой вариант для конкретного случая.
Возникнув в IX веке и сохраняясь до XIV века, скальдическая поэзия постепенно стала угасать, уступая место новым формам литературы. Вместе с ней ушли в прошлое и кеннинги.
Почему, несмотря на то, что образ лошади так часто присутствовал в кеннингах других предметов и животных (корабль, волк, ворон), для обозначения ее самой скальды столь редко прибегали к кеннингам? У ученых пока нет точного ответа на этот вопрос, но можно предположить, что так проявилось отношение к Лошади – ее повседневное название, видимо, считалось красивым самим по себе, и дополнительно украшать его с помощью художественных средств, по мнению скальдов, не было необходимости.

Автор благодарит Марию Вязигину за помощь в подготовке материала.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 18-08, 20:19 
Не в сети
Педант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31-05, 00:40
Сообщения: 2909
Откуда: Москва-Memel
Есть у меня мысль собрать и другие кеннинги, если это будет кому-нибудь интересно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB
Besucherzahler Marry a Russian Woman
счетчик посещений