Karthehadaschath: распятый и воскресший
http://carfagen-forum.ru/

Про народную медицину
http://carfagen-forum.ru/topic652.html
Страница 1 из 10

Автор:  Капитан Немо [ 15-04, 08:30 ]
Заголовок сообщения: 

"Не боясь показаться в глазах некоторых читателей отсталым, я вынужден предупредить, что не отношу так называемую "народную медицину" - а попросту говоря, употребление по медицинскому поводу травок, меда, прополиса, глины, каломели, водки с перцем, мочи и прочей "не химии" - к достижениям посттоталитарного времени. Меня не умиляют расплодившиеся фито-, урино-, озонотерапевты, гомеопаты и остеопаты. А вот то обстоятельство, что вымирающий народ слепо поддается на их рекламу, отдает им последние гроши, а затем покорно погибает от запущенного сахарного диабета, гипертонии, пиелонефрита и онкологических болезней, вызывает сильное желание понять причины этого явления. Поэтому ниже, основываясь на работах врачей XIX столетия, мы рассмотрим глубинные представлений русского народа о медицине.
Общие представления о тех, кто лечит

В русских деревнях испокон веку считалось, что каждый должен сам пройти свою науку жизни и только тогда принимать какое-либо участие в делах общества. Крестьянин весьма недоверчиво воспринимал информацию о том, что в течение сравнительно короткого срока времени можно, проучившись в университете, узнать и устройство человека, и какие бывают болезни, и способ их лечения, и свойства лекарств. По его понятиям человек способен разве только научиться метать (пускать) кровь, дергать зубы, ставить банки и производить прочие подобные механические манипуляции. Остальное же - дело житейского опыта или влияния сверхъестественных сил. Поэтому каждый, у кого есть охота и запас этого опыта, может и лечить. А если при этом он приобрел способность знаться с нечистым - значит, дело пойдет только еще успешнее.

Сообразно с этими взглядами в понятиях русского народа не существовало почти никакого серьезного различия между врачом и фельдшером и между ними и остальным лечащим людом. Для него, кто лечит, тот и лекарь - все равно, будет ли это врач, фельдшер, знахарка (лекарка), отставной солдат или коновал.

Врач в воображении народа оставался каким-то внушающим ужас людорезом. Он "режет" трупы, вынимает "сердце", пачкается в человеческой крови... Обычно на вопрос, от чего нейдут лечиться в больницу, давался такой ответ: "Да там всех режут".

Но в общих своих воззрениях на медицину и крестьяне, и господа мало чем отличались. Просто у последних в моде была гомеопатия, то есть вместо нашептываний применялись симпатические средства. Да и сегодня медицинские пристрастия нашей гуманитарной интеллигенции мало чем отличаются от имевшихся у нее во времена Пушкина и Лермонтова.
Анатомические представления

Представления русских об анатомии человека состояли из причудливой смеси неправильно понятых библейских легенд и практического опыта.

Народ твердо был убежден в том, что у мужчины одним ребром меньше, чем у женщины. Скелет считался ими основанием, на котором стояло все здание организма. Кости зарастают мясом, функция которого в человеке (так как он не назначен Богом для пищи) вообще чрезвычайно замысловата, разве только для того, чтоб и "костям было мягче". Хотя за мышцами и признавалась некоторая сила ("кости да кожа, силы совсем нет"), но она понималась неясно. Вот другое дело жилы (под ними понимали сухожилия, кровеносные сосуды и нервы), они прикреплены к костям, напруживаются и производят все механические работы, движение, ходьбу и т.п. Жилы, как и все остальное в организме, непосредственно подчиняются душе. Средоточием всех внутренностей служит брюхо, утроба, которая не отделяется от грудной полости, и таким образом сердце составляет центр, около которого Богом помещены кишки, печень, почки и прочие органы.

Положение сердца, хотя каждый и ощущает биение его в известном месте, определялось народом обычно под ложечкой, в области желудка. Через сердце из разных мест тела по тем же жилам протекает кровь, но откуда она берется и куда девается - загадка. Она дается Богом, как и все другие органы, от самого рождения и не покидает человека до самой смерти, когда она уже "застывает". У иных людей она от времени до времени от каких-то неведомых причин накапливается даже с избытком, застаивается и, просясь наружу, заставляет прибегать к кровопусканиям.

Трахея и пищевод сливаются в одно целое, идущее прямо в кишки, тем не менее вдыхаемый воздух и пища не смешиваются в нем, а каждый идет в свое отделение: первый остается в груди (легкие), пища же отправляется в кишки, где и переваривается, то есть под влиянием тепла, крови и желчи обращается в экскременты. Жидкая пища через кишки, прополаскивая их, собирается в мочевом пузыре, откуда также, разумеется, извергается наружу.

Мозг представлялся полужидкой массой, которая при известных болезнях (сухотка) через позвоночный канал, по спинной кости (позвонки), вытекая в мочевой канал, заставляет человека худеть.

Представителем Бога в организме считалась душа, которая может помещаться во всем теле, но главная ее резиденция находится в брюхе, где-то около сердца или немного пониже его. Отсюда выражение: "Душа болит, с души прет" (рвота), причем пальцем показывали на желудок. Психическая жизнь человека зависит от разума (в сущности, это тоже душа), помещенного в мозгу и данного людям для отличия их от бессловесных животных, у которых вместо всего этого только один дух - нечто вполовину меньшее человеческой души.
Профилактика и лечение болезней

Болезни считались наказанием, посылаемым Богом людям за грехи. Их разделяли на наружные и внутренние. Первые происходили от внешнего влияния: ушибы, порубы, переломы, вывихи, заражения и т.п. Ко вторым относили все остальные страдания, зависящие от неизвестных причин, приходящие сами собой, или "от крови", или "от глазу человека", который действует весьма таинственно, с ведома нечистой силы. Все наружные накожные болезни зависят единственно от крови, порча которой может произойти в свою очередь от чрезвычайно разнообразных влияний. Вообще же виновата почти в половине случаев кровь, в другой половине - глаз, и только самая незначительная часть болезней приходится на остальные причины.

В болезнях первой категории здравый смысл народа не позволил ему искать исцеления в сверхъестественных средствах, за исключением заговора крови при кровотечениях. Поэтому все такие болезни лечились обыкновенными лекарствами, без всякой аффектации, таинственности и нашептываний. При лечении же второй группы болезней допускалось все, что только может изобрести необузданная фантазия врачующего люда, основывающего свои методы на приведенных выше причудливых понятиях об устройстве организма и причинах заболевания. Например, против некоторых глазных болезней употребляли присыпку из 9 зерен перца и 9 шариков овечьего кала или примочку из козьей слезы. От "тоски в сердце" прикладывали к груди выжатый сквозь ветошку свежий лошадиный кал. Ушные болезни лечили полосканием из конской мочи.

Кроме общих правил типа "не есть доверху и не пить допьяну" существовали такие, от неисполнения которых человек или делался несчастливым (заболевал душевно), или больным физически, или погибал. Среди них - ношение ладанок, приворотных корешков, святых камешков и проч. Советовалось, например, носить с собой корень папоротника или корень одолень-травы. Считалось, что они предохраняют от зубной боли. Горох вреден при предрасположенности к глазным болезням, потому что он "в очах множится" и "они отекают". Предвестники смерти: 3 свечи на столе; 13 человек за столом; воробей, влетевший в избу; синева на переносье у ребенка; покойник, вынесенный из избы головой вперед; гроб, сделанный больше умершего. Советовали также не сжигать в печи стружек от гроба, а бросать их "на волю".

Для распознания близкой смерти больного нужно взять между пальцев ветчинное сало так, чтобы никто не знал и не видел, и, ощупав этой рукой всего больного, тайно дать сало собаке. Если она съест его, то больной будет жив, в противном случае умрет. Другой способ - мочу больного влить в стакан и смотреть через нее на солнце; и если в ней покажется фигура стоящего человека, то больной скоро выздоровеет; если же лежащего, то умрет.

Самыми же любимыми гигиеническими средствами русского человека были водка и баня. Парясь аккуратно каждую субботу, народ кроме того топил баню при малейшем расстройстве здоровья и употреблял при этом вдвое больше пара, чем обычно. Необходимыми дополнительными принадлежностями при таком способе "лечения" были следующие: шкалик водки, нашатырный спирт, редька, соль, перцовка для натирания и потогонные (малина, бузина и т.п.). Считалось, что баня, если только с толком и вовремя пользоваться ей, может пресечь любую болезнь.

Народ до такой степени был приучен к ворожбе и заочному лечению, что даже к врачам нередко обращались больные с требованием заворожить им болезнь и часто вместо себя посылали родственников, из рассказов которых врач должен был догадаться о сущности болезни. Например, доктору И.Молесову в 1869 г. принесли клочок бумаги, на котором было написано: "Роман Андреев, лет 47, захворал в субботу, сам русый, весь распух, просит порошков". Когда Молесов нашел эту диагностику недостаточной для того, чтобы предложить какое-либо лечение, то посланный, очень удивившись, сказал: "Все бы, чай, нашел какие-нибудь внимания или притчины, если бы знал... А нам сказали про тебя, что ты коренной лекарь!"

Лекарствам приписывалось в основном механическое действие: пластырь вытягивает дрянь (гной), капуста оттягивает жар, перцовка разгоняет, разбивает кровь, ртуть выгоняет какую-нибудь скорбь, мазь размягчает, присыпка сушит, примочка размачивает, разные пойла (всякое жидкое лекарство, принимаемое внутрь) разжижают кровь и т.д. Но все эти вытягивания и оттягивания зависят от особенной антидотной силы каждого лекарства, которое ведет борьбу с другой, какой-то посторонней, вредной организму силой. А чтобы борьба была успешнее, нужно, чтобы каждое средство было непременно специфическим, что и признается за лекарствами, имеющими способность вылечивать только конкретную болезнь. Точно таким же образом действуют и заговоры и крест, которых одинаково боялся нечистый, например дьявол. Этим и исчерпывались все народные познания о действии лекарств.

Принимая, с одной стороны, болезнь за нечто желающее сразиться с организмом и побороть его, с другой - зная по опыту, что физический труд, движения до известной степени могут, укрепляя тело, предупредить ее появление, русский народ пришел к убеждению, что сразу не следует поддаваться болезни, а необходимо перемогать ее ("перемогаться"), по возможности "сносить на ногах". Но когда она берет наконец перевес, что называется "сваливает", тогда больной должен идти в баню, выпивать, если только принимает душа, водки, а затем заваливаться на печь и там уж оставаться в течение всей болезни.

Наиболее были подвержены болезни кровь, утроба и сердце. В этих случаях говорили: "...мает кровь, ходит кровь, выступает или просится наружу, с пупа сорвало, утробу прошибло, сердце болит, жжет, сосет его или гложет" и т.д., подразумевая под каждым термином определенное явление.

К числу же самых универсальных и вместе с тем губительных способов лечения относилось "кидание крови", а затем уже следовало лечение ртутью, травами и горшками.

Крестьянин видел сущность почти каждой болезни в испорченности крови (отсюда, кстати, так легко люди поддаются на предложения сегодняшней врачующей братии - вывести шлаки, очистить организм от шлаков). Хворает ли он нутром, куда относились у него все внутренние болезни, приключилась ли у него ломота, появилась ли какая-нибудь накожная болезнь - прежде всего делалось кровопускание.

Никто не разбирался, сколько можно выпустить крови и чем ее "пускать". Доктор Молесов описал такой диалог с коновалом, считавшимся дельным и знающим: "Откуда ты пускаешь кровь у лошадей?" - "Известно откуда, из жилы". - "Из какой?" - "Из какой! Чай, жилы-то одне". Молесов рассказал ему о венах и артериях и вновь спросил: "Из какой же?" "Известно из какой, из сухой жилы", - пояснил, подумав, коновал.

Если русский человек где-либо ушибся или почувствовал себя нездоровым, то он должен был непременно проститься с тем местом, на котором это случилось, говоря до трех раз: "Прости, святое местечко" - иначе приключится какая-нибудь притка (общее название всякой хвори или скорби).

На этом же основании существовало убеждение, что "клин клином выгоняй, чем ушибся, тем и лечись". Грыжу, например, грызли, потому что она сама прогрызает человеческие ткани. Обожженное место мочили теплой водой, отмороженное натирали снегом. Ломящую боль называли "переломом", места, в которых ее чувствовали, ломали, то есть мяли больное место пальцами.
Современные "лечители" и "травники"

Эти люди, как правило, утверждают, что их деятельность строится на каких-то таинственных знаниях, накопленных прошлыми поколениями. Читатель, ознакомившийся с вышеприведенными материалами, может сам оценить всю полезность "народного опыта". Современный россиянин в вопросах своего медицинского просвещения за десять последних лет отброшен по меньшей мере на два века назад. Многочисленные "Травники", "Лечители", "Энциклопедии народной медицины" и т.п. хорошо иллюстрированные издания, не дают ему ни малейших представлений о подлинном состоянии медицинской науки, методах лечения и лекарственных препаратах, которые вполне доступны людям с минимальным достатком.

В Древнем Китае для забав знати было принято маленьких детей рабов помещать в глиняные кувшины, проделав отверстие для одной ручки или ножки, остальные же оставались прижатыми к туловищу. Ребенок рос, но его тело деформировалось, получались "забавные" уродцы. Такую же ситуацию создает для общественного сознания России агрессивная пропаганда всякого рода целительства и якобы народных методов лечения. По сути, таким способом ведется информационная война, направленная на сокращение численности россиян путем дозирования им медицинской помощи.

Передо мной хорошо изданная книга "Энциклопедия травоцелительства" (1998). Открываю наугад и читаю подзаголовок - "Кашель и коклюш". Вообще-то кашель - это симптом самых разных болезней, а коклюш - это совершенно конкретное инфекционное заболевание. Соответственно должно различаться и лечение. Листаю далее, то же самое - "Лихорадка и малярия", оставлю это словосочетание без комментариев. А теперь посмотрим от чего помогает одуванчик: от лихорадки, "печеночных пятен" на лице, головных болей, заболеваний поджелудочной железы (разумеется, всех); список, конечно, впечатляет. Особенно "печеночные пятна".

А вот как "засоряют мозги" интеллигенции. Оказывается, выбирать растения для лечения того или иного заболевания необходимо с учетом правящей планеты пациента, а также близких к ней по статусу планет. Дается и подробный алгоритм определения растительной композиции из трав симпатических планет, и нигде по тексту нет кавычек. Понимая "ценность" такого лечения, авторы заранее упрекают пациента в том, что он, такой-сякой, ждет себе исцеления, а ему надо осознать самого себя (?). Далее ему намекают на что-то еще: "В индивидуальной растительной композиции проявляется все та же природа целого, что и при слиянии души с разумом (с. 17)". Сильно!

А вот любопытные советы лечения малярии, взятые из другой современной народной "Энциклопедии". "Сварить вкрутую свежее куриное яйцо перед самым закатом солнца. Не опуская в холодную воду, сейчас же облупить его от скорлупы и с заходом солнца еще в горячем состоянии на шнурке надеть на шею так, чтобы оно находилось как раз под ложечкой. На другой день это яйцо выбросить и надеть с закатом такое же новое яйцо, и на третий день новое. Если малярия недавняя, то помогает обыкновенно с первого разу. При застарелой малярии первое яйцо сильно загнивает, белок иногда совсем исчезает неизвестно куда, а желток делается совсем черным весь или частично. Второе яйцо остается более чистым, а в третьем яйце белок и желток уже остаются нормальными, указывая на то, что малярия исчезла".

У больного малярией в начале третьего тысячелетия широкий выбор и других народных средств. Например, можно попробовать такое: "Лягушку настаивать на спирту несколько дней и дать больному выпить одну рюмку этого настоя; его будет сильно рвать. На другой день опять дать выпить рюмку настойки, опять будет сильно рвать, но малярия кончится". Последнее вполне возможно, так как лихорадочный приступ обычно держится трое суток.

Достаю современный "Гомеопатический лечебник" (1999) и открываю на слове "тиф". Оказывается, если появляется боль при надавливании в правой нижней части живота, "то эту форму тифа называют брюшным, в отличие от другого, при котором преобладают нервные расстройства" . После такого "глубокого" понимания сущности болезни и "блестящей" дифференциальной диагностики тифов приводится перечень необходимых гомеопатических лекарств (Бриония, Баптизия и др.; они продаются в аптеках). Не знаю, чего здесь больше: наглости или невежества.

Особенно неприятно выглядит один любимый народом артист, каждый день доверительно объясняющий телезрителям-гипертоникам преимущества циркониевого браслета стоимостью 5900 руб. За эти деньги можно вполне успешно на протяжении шести лет контролировать у гипертоника артериальное давление и сердечный ритм с помощью бета-адреноблокаторов (атенол, метопролол и др.) и гипотиазида. "Но это ведь химия, таблетки!" - дурят народ "целители". А понимает ли сам Афоня, что он творит, лишая малограмотных людей правильной медицинской диагностики, наблюдения и медикаментозного лечения?

Ежегодная убыль населения России составляет почти 1 млн. человек, в этом есть и заслуга целительства."

Автор - Михаил Васильевич Супотницкий
Его взгляды и некоторые работы:
http://www.supotnitskiy.ru/

Автор:  Ирина Хиенкина [ 15-04, 09:15 ]
Заголовок сообщения: 

Со многим соглашусь.

Автор:  Капитан Немо [ 15-04, 09:34 ]
Заголовок сообщения: 

В таком случае - не пожалейте времени на весь его сайт.
Только не на ночь!
Сам допустил эту роковую ошибку - и спал очень плохо...

Автор:  Ирина Хиенкина [ 15-04, 11:06 ]
Заголовок сообщения: 

Ну, тут многое тоже, как у Гуру - притянуто за уши, тенденциозно...
В народных средствах тоже есть сермяжная (поистине!) правда.
Не всегда при кашле надо глотать антибиотики, иногда можно и отваром мать-и мачехи да банками обойтись.
Другое дело, когда целительство становится бизнесом.
А вообще я в своей практике многие народные средства использую.

Автор:  Наглый Чайник [ 15-04, 11:15 ]
Заголовок сообщения: 

Цитата:
Ежегодная убыль населения России составляет почти 1 млн. человек, в этом есть и заслуга целительства


А еще в этом есть заслуга нашей системы здравоохранения.
Попасть в инфекционку в пятницу вечером - значит ждать анализов до понедельника, патамушта лаборатория - выходная. Нормально, да? Какие нафиг выходные могут быть, если это инфекционка? Хорошо, если просто сальмонеллез, а если что посерьезней?
Врача на дом детского? Так уже 2 часа дня, вы с утра звоните. Ах, только что температура поднялась - до завтра ждите. Завтра с утра звоните, вызывайте. Нет, сегодня на завтра мы вас записать не можем.
На прием к врачу попасть хотите? Берете талончик в 8 утра, а потом к назначенному времени приходите. Ну и что, что вы больны и вам тяжело 2 раза в поликлинику доползти...

Я уже молчу про стоимость лечения. Полисы-полисами, а ни один серьезный анализ, обследование по ним не делают. По факту не платишь только за осмотр, прием. Все остальное - деньги, деньги, деньги.
В таких условиях стоит ли удивляться увлеченностью "простыми и доступными" методами народной медицины?

Автор:  Rosalinda [ 15-04, 11:31 ]
Заголовок сообщения: 

Капитан Немо
Улыбнул Ваш очередной опус... Позвольте вопрос: а что же Вы так упорно тискаете свою кобылку "массажиками да брюхоподнималками" раз так презираете "народную медицину"? Творчество Теллингтон-Джонс как раз есть сродни всему упомянутому. Можно воспользоваться самым последним достижением ветмедицыны и кольнуть обезболивающее или миорелаксант или после тренировки наложить попону с магнитами или даже массажную попону, или натереть гелями и флюидами, а можно собственноручно сделать массаж, любой - контактный или бесконтактный, это как умение позволит. Можно завихрения во лбу и прочих местах на шкуре искать и определять по ним характер, а можно составить астрологическую карту данной лошади, если точно известна дата, час, минуты и место рождения. Нумерология тоже кое что может подсказать.

Ирина Хиенкина
Цитата:
В народных средствах тоже есть сермяжная (поистине!) правда.
Не всегда при кашле надо глотать антибиотики, иногда можно и отваром мать-и мачехи да банками обойтись.
Другое дело, когда целительство становится бизнесом.
А вообще я в своей практике многие народные средства использую.

Так оно и есть. При первых признаках простуды вполне достаточно пропарить ноги в тазике с горячей водой с добавлением пару капель скипидара или горчичный порошок добавить, потом одеть шерстяные носки и в постель - без приёма тайленола, печень и почки спасибо скажут.

Автор:  Rosalinda [ 15-04, 11:43 ]
Заголовок сообщения: 

Капитан Немо
Цитата:
А вот любопытные советы лечения малярии, взятые из другой современной народной "Энциклопедии". "Сварить вкрутую свежее куриное яйцо перед самым закатом солнца. Не опуская в холодную воду, сейчас же облупить его от скорлупы и с заходом солнца еще в горячем состоянии на шнурке надеть на шею так, чтобы оно находилось как раз под ложечкой. На другой день это яйцо выбросить и надеть с закатом такое же новое яйцо, и на третий день новое. Если малярия недавняя, то помогает обыкновенно с первого разу. При застарелой малярии первое яйцо сильно загнивает, белок иногда совсем исчезает неизвестно куда, а желток делается совсем черным весь или частично. Второе яйцо остается более чистым, а в третьем яйце белок и желток уже остаются нормальными, указывая на то, что малярия исчезла".

А хотите знать, как от бородавки, которая гибрид с диким мясом и такая вся сочная, красная можно избавиться? У меня у одного коня такая появилась, когда он царапнулся о доску, выросла величиной около 6-7 см диаметром, никакие мазюки не брали, а перевязать у корня и задушить, чтоб отвалилась тоже никак не получалось, живучая была.
На убывающей луне натереть сырым на две части порезаным картофелем (с заговором, разумеется, СЛОВА нужные следует знать... ;) ), потом сложить эти 2 половинки картофеля вместе и картофель закопать (знать надо, в каком именно месте!) и ... результат налицо: церез 2 недели бородавка отвалилась, а ранка ооочень быстро зажила.
Вот, так то. :shock:

Автор:  Far [ 15-04, 11:53 ]
Заголовок сообщения: 

Это вы из "Тома Сойера" ? :grin:

Автор:  Rosalinda [ 15-04, 12:00 ]
Заголовок сообщения: 

Far
Нет, это я научное исследование собственноручно проводила: Книгу Заговоров на табуретку, чтоб шпаргалка под рукой была, а сама с картошкой над скакательным суставом "колдовала". Методика народной медицины сработала, КАК обьяснить не могу. Но в сустав со скальпелем лезть и бородавку выгребать по современному желания не было, слишком травмоопасно.

Автор:  Rediska [ 15-04, 12:18 ]
Заголовок сообщения: 

Rosalinda писал(а):
А хотите знать, как от бородавки, которая гибрид с диким мясом и такая вся сочная, красная можно избавиться? У меня у одного коня такая появилась, когда он царапнулся о доску, выросла величиной около 6-7 см диаметром, никакие мазюки не брали, а перевязать у корня и задушить, чтоб отвалилась тоже никак не получалось, живучая была.
На убывающей луне натереть сырым на две части порезаным картофелем (с заговором, разумеется, СЛОВА нужные следует знать... ), потом сложить эти 2 половинки картофеля вместе и картофель закопать (знать надо, в каком именно месте!) и ... результат налицо: церез 2 недели бородавка отвалилась, а ранка ооочень быстро зажила.
Вот, так то.

Плиз, киньте мне рецептик в личку с подробностями :Rose:

Автор:  Ульпана [ 15-04, 12:40 ]
Заголовок сообщения: 

Цитата:
А вот любопытные советы лечения малярии, взятые из другой современной народной "Энциклопедии".
Не стоит , думаю, смеяться над тем, что не изучено до конца. Как посмотреть... Любую нелепость можно разобрать так, что нелепостью она уже не покажется. Уже не секрет, что мы сильно зависим от фаз Луны и самого Солнца. Так? Отсюда и вечерний сеанс применения теплого яйца. Логично? А теплое яйцо на определенной точке тела - не похоже на ту же акупунктуру? Может, сие шаманское действие повышает иммунитет? Не притянуто за уши? Нет? Вы можете доказать обратное?

Всегда привожу пример, что цыгане успешно снимали колики у лошади тем, что засовывали ей в нос волосы. Нелепо? ага, пока не поймешь механизм действия... :smile:
Или еще. Целитель лечил тем, что заставлял больных носить на голове воду и улыбаться. Нелепо? а это научно обоснованное лечение - и физическое и психологическое в одном стакане... Объяснить? или дать вам помучаться? :twisted:

Автор:  Ирина Хиенкина [ 15-04, 12:49 ]
Заголовок сообщения: 

Девочки, я человек рациональный.
Иначе Линду не гнобила бы по всем форумам, включая "Топку".
Но, хотите верьте, хотите нет - раз бабушке своей любимой вылечила гангрену!!! пальца на ноге.
Заговором.
Бабушка старенькая была, 83 года, после смерти деда у неё немножко в голове мешалось. Диабет. У диабетиков часто гангрены. Вот палец у неё сперва болел, потом перестал, стал чернеть и чувствительность пропала.
Вызвали хирурга из полуклыники. Он посмотрел - гагрена, говорит, надо отрезать. Только смысла, говорит, нет, она и так, и так помрёт. Это при бабке! она так и обмерла.
Я говорю - Вы что, разве можно? И на неё показываю. А, говорит, она всё равно ничего не понимает.
В-общем, парень с конюшни нашей тогдашней (это ещё в совхозе было) научил.
Выздоровел пальчик.

Автор:  Та-Лис-Ман [ 15-04, 13:15 ]
Заголовок сообщения: 

С яйцом не все так просто, как кажется. Особенно, если это яйцо от топтанной курицы. Если почитать мифы и сказки, то о яйцах много можно чего узнать. А взять символичность... Замкнутая сфера, наличие и мужского, и женского начал в одной так сказать упаковке... Так, что не даром Кощей смерть свою именно в яйце хранил, ох недаром.

Автор:  Капитан Немо [ 15-04, 13:22 ]
Заголовок сообщения: 

Far писал(а):
Это вы из "Тома Сойера" ? Very Happy

О, а я-то все гадал, шо ж знакомое такое до слез?
А вот он, первоисточник...
+500! :Yahoo!:
Кстааати:

Эзотерика, как онанизм для мозга.
"Для начала, чтобы сэкономить время и обозначить суть того, что я хочу сказать, процитирую двух весьма известных авторов.
"...Татарский задумался. Ничего особенного он и не мог никому рассказать. Ведь не расскажешь пьяному Ханину, что это не солнце отражается в луже, а лужа в солнце и печалиться в жизни особо не о чем. То есть рассказать-то, конечно, можно, только вот... Татарский почесал в затылке. Он вспомнил, что это уже второе откровение такого рода в его жизни: наевшись вместе с Гиреевым мухоморов) он постиг нечто невыразимо важное, потом, правда, начисто забытое. В его памяти остались только слова, которым надлежало нести эту истину: "Смерти нет, потому что ниточки исчезают, а шарик остается".
-- Господи, -- пробормотал он, -- как все-таки трудно протащить сюда хоть что-то...
-- Вот именно, -- сказал тихий голосок. -- Откровение любой глубины и ширины неизбежно упрется в слова. А слова неизбежно упрутся в себя.
...
-- Да, все упирается в слова, -- повторил сирруф. -- Насколько я знаю, самое глубокое откровение, которое когда-либо посещало человека под влиянием наркотиков, было вызвано критической дозой эфира. Получатель нашел в себе силы записать его, хотя это было крайне сложно. Запись выглядела так: "Во всей вселенной пахнет нефтью". До таких глубин тебе еще очень далеко."

"Поколение П" Виктор Пелевин

"... Кибернетика, как и всякая наука, ничего не может сказать о наличии трансцендентных сущностей или связей. Тем не менее вера в такие сущности и связи есть явление вполне земное и реальное. Ибо вера - это информация, иногда правдивая (я верю, что существует центр Солнца, хотя и никогда его не увижу), иногда ложная; так вот - к чему мы здесь и клоним, - ложная информация как руководство к действиям в реальном окружении обычно приводит к неудачам. Однако те же самые ложные сведения могут выполнять многочисленные важные функции внутри самого гомеостата. Вера может быть полезна как в психологическом аспекте, будучи источником душевного равновесия (в этом проявляется полезность всевозможных метафизических систем), так и в сфере телесных явлений. Определенные приемы, которые изменяют либо материальное состояние мозга (введение в него вместе с током крови определенных веществ), либо его функциональное состояние (молитва, процессы самоуглубления), благоприятствуют возникновению субъективных состояний, известных всем временам и религиям. Интерпретация этих состояний сознания остается произвольной, но в рамках той или иной метафизической системы этот произвол застывает в догму. Говорят, например, о "сверхсознании", о "космическом сознании", о слиянии личного "я" с миром, об уничтожении этого же "я", о состоянии благодати. Однако сами эти состояния с эмпирической точки зрения вполне реальны, ибо они повторимы и возникают вновь после соответствующего ритуала. Мистический характер этих состояний исчезает, если применить терминологию психиатрии, но эмоциональное содержание таких состояний для переживающего их человека может быть при всем этом ценней всякого другого опыта. Наука не подвергает сомнению ни существование подобных состояний, ни возможную ценность для переживающего их субъекта; она лишь считает, что такие переживания вопреки метафизическим тезисам не составляют актов познания, поскольку познание означает рост информации о мире, а этого роста здесь нет. Следует заметить, что мозг как чрезвычайно сложная система может приходить в состояния, характеризуемые большой или малой вероятностью. Весьма маловероятные состояния - это такие, когда в результате комбинаторной работы, опирающейся на уже полученную информацию, мозг приходит к формулировке утверждений типа "энергия равна квадрату скорости света, умноженному на массу". Это утверждение можно потом проверить, вывести из него различные следствия, ведущие в конечном итоге к астронавтике, к созданию устройств, образующих искусственные гравитационные поля, и т.п.
"Сверхсознание" также есть результат комбинаторной работы мозга, и хотя, пережив его, человек может обрести высочайший духовный опыт, информационная ценность такого состояния равна нулю. Ведь познание есть не что иное, как увеличение уже освоенной информации. Результат же мистических состояний - информационно нулевой; это видно из того, что их "сущность" непередаваема и никак не может обогатить наши знания о мире (чтобы их можно было применить подобно тому, как это было в предыдущем примере). Мы сделали это противопоставление не ради торжества атеизма; наша цель состоит в другом. Для нас важно лишь, что описанным состояниям сопутствует ощущение какой-то окончательной истины, настолько острое и всеобъемлющее, что человек потом с презрением или с жалостью глядит на "эмпириков", кои убого копошатся вокруг ничтожных материальных дел. В связи с этим следует сказать две вещи. Во-первых, расхождение "истины переживания" с "истиной науки" было бы, возможно, и несущественным, если бы первая не претендовала на некое верховенство. Но коль скоро дело обстоит именно так, следует заметить, что переживающая личность вообще не существовала бы без этой "земной эмпирии", начатой еще австралопитеком и пещерным человеком. Именно эта эмпирия, а не состояния "высшего познания", позволила за несколько тысячелетий создать цивилизацию, а этот процесс, в свою очередь, сделал человека видом, господствующим на Земле. В противном случае уже наш пращур, "попереживав" такие "высшие состояния" некоторое время, в ходе биологической конкуренции оказался бы вытесненным другими видами животных. Во-вторых, описанные состояния можно вызывать введением некоторых химических соединений, например, псилоцибина - вытяжки из определенного рода грибов. При этом испытуемый, отдавая себе все время отчет в немистичности источника этого состояния, с необычайным напряжением эмоций постигает окружающее, причем обычнейшие внешние импульсы воспринимаются как потрясающие откровения. Впрочем, и без псилоцибина можно пережить то же самое, скажем, во сне: человек просыпается с глубоким убеждением, что во сне ему открылась тайна бытия; однако, придя в себя, он осознает, что это была фраза вроде "Мазуки в скипидаре присевают". Итак, физиологически нормальный мозг может достигать вершины так называемых мистических постижений, лишь пройдя изнурительный путь предписанной определенным ритуалом процедуры либо же, изредка и как исключение, во сне. Точно такие же состояния, без предварительной веры в их сверхчувственный характер, можно вызвать и более "легким" путем (псилоцибином, пейотлем, мескалином)...."

"Сумма Технологии" Станислав Лем

Собственно этим можно было бы и ограничиться, тем более что выделенное мной в первом и втором отрывках прекрасно характеризует то, что я думаю по поводу всех этих откровений, просветлений, постижения сути и прочей эзотерической ерунды подобного рода. Однако позволю себе все-таки изложить здесь свой взгляд на физиологический механизм упомянутых выше откровений, просветлений и т.д. Для начала хочу обратить внимание на то, что психика наша устроена таким образом, что действия полезные или вредные для организма с точки зрения вложенных в нас инстинктов (т.е. не на сознательном уровне) поощряются или предотвращаются с помощью положительных или отрицательных эмоций. То есть, если мы делаем нечто полезное с точки зрения нашего организма, то он поощряет нас ощущением удовольствия (например, приятное ощущение сытости после утоления голода), если же мы делаем нечто вредное (например, суем руку в огонь и ощущаем от этого боль), то он наказывает нас неприятными ощущениями. Не думаю, что для кого-то является большой новостью, что приятные ощущения от секса завершающиеся оргазмом служат с точки зрения инстинкта для того чтобы привлечь животное, а в данном конкретном случае человека, к этому самому сексу с целью продолжения рода. Однако высокий уровень интеллекта человека приводит к тому, что он изыскивает всевозможные способы получать удовольствие, тем не менее, избегая тех целей, к которым должны его эти приятные ощущения побуждать. Множество способов контрацепции и сам факт занятия онанизмом являются ярким примером того, как человек, обманывая свои инстинкты, занимается сексом не для продолжения рода, а для удовольствия. И в этом нет ничего плохого до тех пор, пока человек четко отдает себе отчет, чем он собственно занимается. Если же некто ставит перед собой цель, занимаясь, к примеру, онанизмом получить потомство, то этот человек, мягко говоря, заблуждается. Точно также заблуждаются и те, кто считают, что с помощью, так называемых просветлений, откровений и т.д. они могут получить объективные знания.
Значительную роль в процессе получения удовольствия от чего-либо играют эндорфины.
Подробнее об этом ниже:
"Все удовольствия, получаемые нами, сводятся, в конце концов, к выработке в организме эндорфинов, которые "обеспечивают" нам ощущение удовольствия (хотя сам этот механизм не сводится исключительно к выработке эндорфинов и к выработке только эндорфинов - "биохимия удовольствия" очень сложна и в нашу задачу не входит ее подробный разбор).
Эндорфины прежде всего связаны с физиологическими наслаждениями, особенно большое количество их вырабатывается при оргазме, но также они вырабатываются при наслаждении от пищи и при всех других процессах, когда задействованы рецепторы (обонятельные, вкусовые, осязательные и др.). Рецепторы, подающие сигналы в мозг о том, что нам приятно, инициируют выброс эндорфинов. Сами по себе рецепторы только датчики и не могут создавать нам состояние удовольствия, а лишь помогают отличать что нам приятно, а что нет. Но всем управляет мозг. Поэтому возможен секс без удовольствия и даже оргазм в виде болезненных ощущений (алибидемия, аноргазмия, фригидность) - в этом случае мозг блокирует выработку эндорфинов. В теле есть также болевые рецепторы, которые существуют для того, чтобы оповещать мозг о том, что нам необходимо избегать вредоносных факторов. В некоторых случаях на сигналы этих рецепторов мозг может отвечать выбросом эндорфинов (мазохизм). Эндорфины - единственный способ получить ощущение удовольствия, но достичь этого можно разными путями.
Если мы едим вкусную пищу, первое впечатление, которое мы испытываем, - это то, что нам вкусно, оно свидетельствует о том, что такая пища нам приятна, эта информация поступает, в основном, от вкусовых и обонятельных рецепторов. Но просто ощутить, что это вкусно - было бы недостаточно. Вот когда мы начинаем есть эту вкусную пищу - в процесс возбуждения мозга включаются эндорфины, благодаря этому мы переживаем общее комфортное состояние, нам хорошо, мы получаем наслаждение от еды.
Именно здесь кроется та самая опасность, которая подстерегает многих, я бы сказал, большинство женщин. Толстушки, любящие хорошо покушать, можно сказать, "подсели" на еду, как наркоман на морфий. Ведь при еде вырабатываются эндорфины, схожие по биохимическому строению с морфином. Людям, склонным к перееданию, нужна вовсе не еда сама по себе как источник энергии - такое количество пищи, которое потребляется любителями поесть, не нужно и, даже, вредно - им нужны эндорфины, которые вырабатываются при еде, новая доза эндорфинов, чтобы поднять настроение.
Именно благодаря схожести химического строения морфина с эндорфинами такое распространение получил морфий и его производные. В этом и заключается опасность употребления опиатов (группа веществ, имеющих схожее с морфином химическое строение и получаемые из опийного мака). И в этом опасность героина. Героин - один из наиболее сильнодействующих опиатов. Человек, делающий себе инъекцию героина в кровь, получает такое количество морфинов, которое организм выработать самостоятельно не в состоянии. Употребляя героин, человек использует запредельные дозы веществ, действующих аналогично эндорфинам, теперь этот человек не в состоянии испытать никакое удовольствие в естественных жизненных ситуациях. Его мозг, в котором находятся рецепторы, воспринимающие эндорфины (или морфины, им все равно) теперь просто не реагирует на те "ничтожные" дозы эндорфинов, которые может выработать организм естественным образом. Именно поэтому наркоманы не имеют ни аппетита, ни сексуального влечения (даже при сохранении потенции) - ощущения от приема пищи и секса для них несоизмеримо слабее, чем от инъекции героина. Именно поэтому, несмотря на то, что абстинентный синдром ("ломки") зависимому от героина снимается достаточно быстро (физиологическая зависимость), за физическими "ломками" следует героиновая депрессия, длящаяся годы. Человек, зависимый от наркотика, очень долго не способен получать никакие удовольствия, т.к. того количества естественных аналогов морфина, вырабатываемых организмом, недостаточно для нечувствительных теперь рецепторов. При "снятой" физиологической зависимости обнажается психологическая зависимость."

No Александр Павлов 2002-2004
No Н. Б. Флорова, кандидат биологических наук, 2002, главный редактор газеты "Пока не поздно"
В случае, если человек усваивает какую-либо новую информацию или разрешает в уме какую-либо проблему, то он испытывает приятное ощущение от познавания чего-либо и понимания чего-либо. Механизм этот сходен с механизмами удовлетворенности описанными выше. Т.е. имеем причинно-следственную связь познание новой информации, разрешение в уме какой-либо проблемы, а затем следующее за этим поощрение в виде приятных эмоций от познания и понимания чего-либо. Теперь представим себе, что человеку, как в случае с онанизмом или употреблением героина, удалось каким-либо образом, неважно вследствие ли каких-либо психических упражнений или с помощью каких-либо химических веществ или при сочетании того и другого, обмануть свой организм и добиться сильнейшего приятного ощущения познания и понимания, минуя собственно стадию получения информации или разрешения какой-либо проблемы требующей умственных усилий. Что же происходит в таком случае? Человек испытывает сильнейшее чувство постижения, понимания и т.д., но не может сформулировать, что же он собственно постиг, так как в действительности он собственно ничего и не постигал, но поскольку человеку в такой ситуации требуется объяснение, почему же он не может объяснить, что он собственно постиг, то он объясняет эту неспособность несовершенством языка, а предпринимая попытки, тем не менее, передать свои ощущения понимает, что он несет бессмыслицу, хотя для него лично она может казаться наполненной глубоким смыслом. Таким образом, все эти откровения, просветления и т.д. по сути своей недалеко ушли от банального онанизма. Впрочем, само увлечение подобными вещами не так уж и плохо - все лучше, чем увлекаться, например героином, однако следует отдавать себе отчет в том, что все это не более чем развлечение, не несущее с собой никаких особенных откровений."
Автор - Максим Шапиро.
С этой и другими его статьями и мыслями можно ознакомиться здесь:
http://zhurnal.lib.ru/s/shapiro_m_a/

Автор:  Капитан Немо [ 15-04, 13:35 ]
Заголовок сообщения: 

Там же...
ПОЧЕМУ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ
"В результате моего общения с людьми увлекающимися эзотерикой, оккультизмом и прочими, как они их называют, сверхъестественными вещами я заметил, что они разделяют мир на естественный, т.е. в их понимании познаваемый с помощью науки и сверхъестественный, в объяснении которого наука бессильна. Такой подход, увы, говорит о полном непонимании сути того, чем собственно наука занимается и что она вообще из себя представляет. Поэтому в данной статье и хотелось бы это пояснить. Прежде всего, необходимо опровергнуть распространенное заблуждение, что наука что-либо объясняет. Это не так и это абсолютно не входит в ее функции. В самом деле, ведь что такое объяснение в общеупотребительном смысле? Это всего лишь сведение чего-либо нового или непонятного к такой форме, в которой это новое или непонятное становится привычным и тем самым создает иллюзию понятности. Например, в прошлом многие задавались вопросом о том, почему тела падают вниз и для этого придумывались всяческие философские объяснения - тела падают т.к. все произошло из земли и потому тянется назад, а также множество других подобных этому глубокомысленных философских объяснений, не имеющих никакого практического смысла. С появлением теории тяготения Ньютона падение тел на землю стали объяснять действием силы тяготения и это объяснение, ставши со временем привычным, прочно укоренилось в сознании людей. Но если внимательно присмотреться к этому объяснению самому по себе (т.е. без выявленных Ньютоном и записанных им же в математической форме закономерностей), то можно заметить, что оно ничем не лучше философских объяснений бытовавших до Ньютона. И, следует отметить, что сам Ньютон прекрасно отдавал себе в этом отчет. Так на вопрос, а что же это за сила такая и как эта сила тяготения может передаваться через пустое пространство, он отвечал - "Гипотез не измышляю!" Из этого следует, что важнейшим достижением Ньютона было не то, как он назвал или объяснил (он кстати как человек умный объяснять его вообще не стал) явление, в результате которого тела падают вниз и притягиваются друг к другу (назвал бы он его вместо силы тяготения к примеру "тоской тел друг по другу" или еще как-нибудь суть от этого не изменилась бы), а то, что он вывел определенные закономерности облеченные им в математическую форму, с помощью которых он, обладая определенной информацией (масса тел, расстояние между ними и т.д.) мог бы давать верные предсказания. Таким образом, основной целью науки является дача на основе имеющихся данных наиболее точных из возможных на настоящее время прогнозов, причем абсолютно неважно в какой области. То же, что многие принимают в науке за объяснения, является на самом деле либо описанием методики, с помощью которой эти прогнозы собственно делают либо же описанием тех мысленных построений или моделей, с помощью которых эта обладающая предсказательной силой методика была разработана. С пониманием как таковым ни то - ни другое не имеют ничего общего. Так, к примеру, законы квантовой механики противоречат обычной человеческой логике, а потому нельзя сказать, что кто-либо их понимает или может объяснить. Но это никоим образом не мешает использовать все те же законы квантовой механики для предсказания результатов научных экспериментов с высокой степенью точности. Собственно можно сказать, что какая-либо теория тем более научна, чем более точные предсказания в рамках теоретически возможной максимальной точности она дает. Иначе говоря - наука это то, что работает. С этой точки зрения теория относительности Эйнштейна лучше классической ньютоновской теории всего лишь тем, что она дает более точные предсказания и наиболее ярко это проявляется на скоростях приближающихся к световым. В результате вышенаписанного становится понятным, почему научный подход по повышению скажем плодородия выражающийся в использовании удобрений и т.д. лучше, чем оккультный выражающийся в подношениях всевозможным богам плодородия и всяческих религиозных ритуалах. Он лучше только тем, что намного более продуктивен. Продуктивность же определяется статистическими исследованиями. И если бы статистические исследования показали, что подношения богам плодородия и различные религиозные ритуалы оказались бы более эффективными, чем методы применяющиеся наукой в настоящее время, то упомянутые выше "сверхъестественные" методы были бы признаны в научной среде как вполне научные и перестали бы быть в силу этого признания сверхъестественными. Другое дело, что научный подход вещь весьма педантичная и дотошная, а потому было бы проведено множество исследований определяющих, к примеру, зависимость между различного вида подношениями богам урожая и процентным повышением урожая в результате этого. После чего, в конце концов, в результате многочисленных экспериментов была бы составлена сводная таблица, в которой были бы четкие рекомендации какому божеству, в какой форме, какие и когда подношения следовало бы делать, чтобы достичь максимально благоприятного соотношения затраченных ресурсов и времени к полученному урожаю. Что же касается тех же ритуалов, то наверняка было бы защищено множество диссертаций, в которых рассматривалась бы, например, зависимость полученного урожая от длительности ритуальных песнопений и т.д. Т.е. в данном случае осуществлялась бы все та же кропотливая научная работа без всякой примеси мистики или чего-либо сверхъестественного. Из всего сказанного следует, что сам принцип устройства науки делает такое понятие как "сверхъестественное" бессмысленным т.к. либо нечто имеет место быть и работает и тогда этим занимается наука, либо этого нечто просто нет и тогда и говорить не о чем.
Есть правда одно часто встречающееся возражение от сторонников сверхъестественного, что и в его области есть все таки вещи, которые работают, но, тем не менее, не признаются наукой. Например, речь может идти об излечении посредством молитвы и т.д. Для начала хотелось бы привести следующий пример. Допустим, мы найдем какого-либо дикаря и научим его водить трактор. При этом все необходимые действия для вождения мы обоснуем как ритуалы необходимые для ублажения, к примеру, неких духов, которые собственно в этом железном жуке живут. Также мы скажем дикарю, что до и после вождения он обязан читать специальную составленную нами молитву и исполнять ритуальный танец иначе духи могут вырваться из железного жука и убить его. Таким образом, мы имеем ритуальную систему, которая прекрасно работает - трактор то дикарь водит, но которая не является в полной мере научной. И сейчас мы выясним почему. Все дело в небезызвестной бритве Оккама, которая не велит множить сущности сверх необходимости и с помощью которой наука отсекает все лишнее, не оказывающее воздействия на конечный результат. В самом деле, трактор бы прекрасно ездил и без молитв и ритуальных танцев дикаря и вообще идея о том, что внутри трактора сидят духи не является ни коей мере необходимой для его эксплуатации, в отличие от хотя бы поверхностного понимания устройства дизельного двигателя и принципов вождения. Точно так же исцеления с помощью молитвы, различные состояния религиозного транса и экстаза и т.д. прекрасно описываются в рамках психосоматики, исследований действия плацебо и других традиционных направлений науки. Приведем еще один иллюстрирующий пример. Что же сделают не одухотворенные ученые, не уважающие тайные знания мудрых предков, желая проверить эффективность подобных ритуальных действий направленных на достижение какого-либо результата, например, лечения? Они проведут по возможности двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое испытание. Что это такое можно ознакомиться ниже:
Двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое испытание -- способ испытания медицинского препарата (или лечебной методики), при котором учитывается и исключается из результатов влияние на пациента как неизвестных факторов, так и факторов психологического влияния. Целью испытания является проверка действия только препарата (или методики) и больше ничего.
При испытании медицинского препарата или методики, экспериментаторы обычно не располагают достаточным временем и возможностями, чтобы достоверно установить, производит ли испытываемая методика достаточный эффект, поэтому используются статистические методы в ограниченном клиническом испытании. Многие болезни очень трудны в излечении и врачам приходится бороться за каждый шаг к выздоровлению. Поэтому, при испытании производится наблюдение за множеством симптомов болезни и за тем, как они изменяются при воздействии.
Злую шутку может сыграть тот факт, что многие симптомы не жёстко связаны с болезнью. Они не однозначны для разных людей и подвержены влиянию со стороны психики даже отдельного человека: под воздействием добрых слов врача и/или уверенности врача, степени оптимизма пациента, симптомы и самочувствие могут улучшиться, нередко повышаются объективные показатели иммунитета. Возможен также вариант, когда реального улучшения не будет, но субъективное качество жизни повысится. На симптомы могут оказать влияние неучтённые факторы, такие, как раса пациента, его возраст, пол и др., что также будет говорить не о действии исследуемого препарата, а о чём-то другом.
Для отсечения этих и других смазывающих влияние лечебной методики эффектов, используются следующие приёмы:
-- исследование делается плацебо-контролируемым. То есть пациенты делятся на две группы, одна -- основная -- получает исследуемое лекарство, а другой, контрольной группе даётся плацебо -- пустышка.
-- исследование делается слепым (англ. single blind). То есть пациенты не догадываются, что некоторые из них получают не исследуемое новое лекарство, а плацебо. В результате больные из группы плацебо также думают, что проходят лечение, хотя на самом деле получают пустышку. Поэтому положительная динамика от эффекта плацебо имеет место в обеих группах и выпадает при сравнении.
В двойном слепом (double blind) исследовании не только пациенты, но и врачи и медсёстры, дающие пациентам лекарство, и даже руководство клиники, сами не знают, что они им дают -- действительно ли исследуемое лекарство или плацебо. Этим исключается положительное воздействие от уверенности со стороны врачей, руководства клиники и медперсонала.
-- исследование делается рандомизированным. То есть пациенты распределяются в ту или иную группу по возрасту, полу, тяжести заболевания и другим признакам случайно и относительно равномерно, и эти признаки не могут оказать влияния. При не рандомизированном или некорректно рандомизированном исследовании может оказаться, например, что в контрольной группе оказываются только старики, а в основной -- только дети. Поскольку дети более жизнеспособны, это может создать иллюзию, что лекарство работает. Или, например, в группе лекарства могут оказаться более тяжёлые больные, чем в группе плацебо. И это может создать ошибочное впечатление о неэффективности в действительности работающего лекарства. Поэтому все эти признаки должны быть случайно и равномерно распределены по обеим группам пациентов.
При этом полученные в результате такого исследования выводы иногда могут быть очень забавны и достаточно неожиданны. Например, что

"Фальшивое" иглоукалывание лечит не хуже настоящего
"Фальшивое" иглоукалывание лечит приступы мигрени не хуже настоящего, при этом применение любого из этих двух методов гораздо лучше, чем выжидательная тактика, пишет The New York Times.
Это было установлено немецкими учеными, которые рассказали 302 страдающих мигренью пациентам, что разделят их на три группы: первая из них получит лечение в виде традиционного китайского иглоукалывания. Вторую группу пролечат акупунктурой, "ничего не имеющей общего с китайскими традициями, но этот метод очень хорошо зарекомендовал себя в клинической практике". А пациенты из третьей, контрольной группы, получат отсроченное лечение.
Никто из испытуемых не знал, к какой именно группе он относился. Курс терапии длился 12 дней, оценивался такой показатель, как снижение количества дней, когда пациентов беспокоила головная боль, в два раза. По этому критерию в первой группе успешно пролечились 51 процент больных, а во второй, которым применялась процедура-"пустышка" - 53 процента. В контрольной группе об уменьшении болей заявили только 15 процентов пациентов.
Авторы, опубликовавшие свою работу в Journal of the American Medical Association (JAMA), считают, что подобные результаты можно связать либо с эффектом плацебо, либо с неизвестными пока что эффектами, которые вызываются микропроколами кожи, либо с комбинированным действием обоих факторов.
А во многих случаях лечебные свойства всяческих практик "альтернативной" медицины развеиваются, увы, как дым. Как впрочем, и множество других чудес приписываемых "альтернативной" науке (эзотерике и т.д.) исчезает при соприкосновении с серьезными научными исследованиями, если же эти чудеса в результате этих исследований не исчезают, то они всего на всего становятся частью науки и служат ее дальнейшему развитию не выходя за рамки этой самой науки.
Ну и на последок, рассмотрим последнее возражение сторонников "сверхъестественного", сводящееся к тому, что многие, в том числе и всемирно известные ученые, были не чужды увлечения сверхъестественным. На самом деле если приглядеться, то можно понять, что никакого противоречия в этом нет. Нужно только обратить внимание на то, что именно в тех областях, в которых упомянутые выше ученые строго следовали научному подходу они и достигли результатов, которые сделали их всемирно известными учеными. Вряд ли следует ожидать, что человек, обладающий выдающимся талантом и здравым мышлением в одной области, будет обладать столь же выдающимся талантом и во всех других областях. Так человек, являющийся выдающимся физиком, вполне может нести полную чушь в области, к примеру, биологии или экономики, ну или увлекаться чем-либо оккультным. Но будет он получать выдающиеся результаты в области физики лишь до тех пор, пока не будет отходить от научного подхода, который состоит в выявлении закономерностей позволяющих давать наиболее точные из возможных на настоящий момент предсказания на основе имеющихся данных.

Для тех кто заинтересовался, что же из себя представляет научный подход и что псевдонаучный приведу ниже также дополнительные сведения, взятые из Википедии ( http://ru.wikipedia.org )

Научный метод считается фундаментом научного познания и приобретения новых знаний на основе физических доказательств.
Учёные предлагают объяснения природных явлений в виде теорий, основываясь на наблюдениях, гипотезах и дедуктивных предположениях. Научная теория должна отвечать принципам Оккама, верифицируемости и фальсифицируемости. Предсказания (прогнозы), сделанные на основе теории, проверяются экспериментом. Результаты любой достаточно убедительной теории должны быть проверены воспроизводимыми опытами. Если они оправдываются, то теория принимается. Научный метод представляет собой очень осторожный способ построения адекватной и доказанной картины мира. Последовательное применение научного метода отличает науку от лженауки, религиозных построений, теорий, допускающих вмешательство внеземного разума и множества других форм мышления.

***
Псевдонаука
Материал из Википедии -- свободной энциклопедии
(Перенаправлено с Антинаука)
Перейти к: навигация, поиск
Псевдонау?ка (от греч. ?????? -- "ложный" + наука; также лженау?ка, квазинау?ка, альтернати?вная нау?ка) -- деятельность, имитирующая научные исследования, но по сути ничего общего с ними не имеющая. Такими же терминами иногда называют теории, разрабатываемые в результате такой деятельности. Термин применяется и к целым направлениям (таким как астрология), и к отдельным теориям (например, эфирная теория).
Отличительные особенности
Следует отличать псевдонауку от неизбежных научных ошибок и от паранауки, как исторического этапа развития науки. Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются:
-- игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям,
-- нефальсифицируемость (несоответствие критерию Поппера), то есть невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории.
-- отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к "интуиции", "здравому смыслу" или "авторитетному мнению".
-- использование в основе теории недостоверных данных (т. е. не подтвержденных рядом независимых экспериментов (исследователей), либо лежащих в пределах погрешностей измерения), либо на недоказанных положениях, либо на вычислительных ошибках. К данному пункту не относится научная гипотеза, чётко определяющая базовые положения.
-- введение в процесс научной работы, публикаций или обсуждений политических и религиозных установок.
Иными словами, псевдонаука игнорирует важнейшие элементы научного метода -- экспериментальную проверку и исправление ошибок. Отсутствие этой отрицательной обратной связи лишает псевдонауку связи c объектом исследования, и превращает её в неуправляемый процесс, сильно подверженный накоплению ошибок.
Следует заметить, что существует и постоянно появляется множество теорий и гипотез, которые могут показаться псевдонаучными по ряду причин:
-- новый, непривычный формализм (язык теории);
-- фантастичность следствий из теории;
-- отсутствие или противоречивость экспериментальных подтверждений (например, из-за недостаточной технологической оснащённости);
-- отсутствие информации или знаний, необходимых для понимания;
-- использование терминологии старых, отвергнутых наукой взглядов для формулирования новых теорий;
-- конформизм того, кто оценивает теорию;
но если автор теории предусматривает потенциальную возможность её независимой проверки, то это не может называться лженаукой, какой бы ни была "степень бредовости" (по Нильсу Бору) этой теории. Некоторые из таких теорий могут стать "протонауками", породив новые направления исследований и новый язык описания действительности.
С другой стороны, "степень бредовости" теории или её "непризнанность" ещё не являются достаточным признаком её новизны и научности, хотя многие псевдоучёные склонны апеллировать к этому.
Не следует также относить к псевдонауке то, что наукой изначально не является и связано с другими аспектами жизни, например, религию, философию, спорт, театр, фольклор, психотерапию.
Классификация
Отнесение к псевдонауке каких-либо отраслей человеческой деятельности происходит постепенно, по мере развития человечества и отхода от устаревших воззрений.
Так, некоторые эмпирические учения прошлого достигли определённых результатов, но на сегодняшний момент являются элементами оккультизма, например:
-- Алхимия дала начало химии.
-- Астрология дала начало астрономии.
-- Нумерология дала начало математике.
По сути, это протонауки прошлого, предшественницы современной науки. Псевдонаучными сегодня являются попытки использовать их как альтернативу современной науке, использование их почтенного возраста в качестве оценки истинности.
Вот примеры современных теорий, либо не прошедших проверку, либо целиком пересмотренных и преобразованных в соответствии с новыми сведениями:
-- Теория теплорода и теория флогистона дали начало молекулярной термодинамике.
-- Теория Ламарка дала начало эволюционной теории живого, в противовес религиозной догме об "акте творения".
-- Теория мирового эфира была одной из первых попыток изучить структуру "пустоты", спровоцировала целый ряд экспериментов по её проверке, которые привели к глубокому пересмотру понятия физический вакуум. В физике сегодня продолжаются исследования структуры вещества, в том числе с использованием нейтрального термина "мировой эфир", содержание которого изменилось.
С другой стороны, существуют "науки", которые появились как некорректные попытки основать новую, альтернативную науку:
-- Информациология
-- Суперкритическая историография, в частности "новая хронология"
-- Новое учение о языке, или "яфетическая теория"
-- Теория волнового генома
-- Торсионные поля
-- Единая Голографическая теория Вселенной
Третьи являются попыткой связать современные научные теории с религиозными или мистическими учениями:
-- Креационизм
-- Парапсихология (телепатия, телекинез)
-- Телегония
Четвёртые являются разного рода учениями ("системы оздоровления", психологические учения, политические движения и т. п.), близкими к религиозным:
-- Валеология
-- Гомеопатия
-- Дианетика
-- Френология
-- Энвайронментализм
В этих учениях присутствуют как элементы, которые могут быть приняты доказательной наукой, так и положения, которые принимаются их сторонниками без доказательств (например, потенцирование и "перенос информации" в некоторых гомеопатических школах).
В пятых, к псевдонауке следует отнести попытки использования подходов, которые сами по себе не являются антинаучными, в качестве модного атрибута названия статьи или работы, например:
-- Синергетика: Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции
-- Нанотехнология: Сто лет работы на капле воды?
Не следует забывать, что в момент своего становления паранаучные течения были естественными составляющими общего научного процесса. Так, гомеопатия дала науке систему верификации экспериментальных исследований (двойной слепой метод), заложила основы иммунологии и низкодозовой терапии; алхимия является естественным предшественником химии и фармакологии.


***

и самое важное напоследок

"Эффект Галилея"
Будучи непризнанными официальной наукой, многие псевдоучёные любят сравнивать себя с Галилео Галилеем, который преследовался из-за его научной теории, противоречившей утвердившимся представлениям того времени. Это придаёт им некий ореол "борцов с закостенелой официальной наукой". Однако при внимательном рассмотрении следует признать, что такая аналогия неуместна. Прежде всего, Галилей преследовался служителями религии, а не представителями научного сообщества. Вряд ли корректно сравнивать инквизицию с её репрессивным аппаратом и современное научное сообщество. В научном же мире того времени Галилей пользовался высочайшим авторитетом и вообще, несмотря на противодействие церкви, учение Николая Коперника было быстро признано учёными, в отличие от учений псевдоучёных (так, астрология не получила какого-либо подтверждения в течение сотен лет существования).
В России сторонники лженаучных теорий нередко апеллируют к гонениям на передовые концепции в СССР, например на генетику. Однако эти гонения были организованы не научным сообществом, а властью. Более того -- возглавлявшие их "учёные" сами были представителями лженауки (Ольга Лепешинская, Т. Д. Лысенко) и не признавались мировой наукой[1]. Жалобы Лепешинской в письме Сталину на "препятствия" которые ставили ей "реакционные, стоящие на идеалистической или механистической позиции учёные", а равно "те товарищи, которые идут у них на поводу" -- типичны для любого автора лженаучной теории, жалующегося на "травлю" со стороны "официальной науки". Таким образом, в этом споре академическую науку представляли не Лепешинская и Лысенко, а их противники, которых они никогда не смогли бы не только победить, но даже и бороться с ними, если бы борьба шла на чисто научной почве и не существовало поддержки государственной власти [2]. Поэтому есть определённые основания рассматривать идеологические кампании конца 40-х годов как пример того, что происходит, когда представители лженауки, в обычных условиях жалующиеся на "травлю" "официальным" научным сообществом, получают административную власть в науке.
Другой распространенный довод -- указание на пример дилетантов, делавших реальные великие открытия вопреки установившимся в науке мнениям, как, например, Колумб, Шлиман. Но и здесь аналогия неверна. Открытие Америки не подтвердило теоретических идей Колумба, то есть его ошибочных представлений о размерах Земли, а, наоборот, опровергло их, доказав правоту традиционных научных взглядов на этот вопрос. Аналогично, открытие предполагаемой Трои и микенской цивилизации, во-первых, не подтвердило теоретических предпосылок об абсолютной истинности гомеровских текстов, из которых исходил Шлиман, во-вторых, не содержало в себе ничего принципиально невозможного с точки зрения науки того времени и не противоречило установленным ранее научным фактам; и, в-третьих, было быстро признано научным сообществом ввиду неоспоримости фактов. В этом принципальное отличие Шлимана от современных лжеучёных, которые, не предъявляя реальных и неоспоримых открытий, в то же время претендуют на его лавры."

Страница 1 из 10 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/