Эта статья была опубликована в альманахе "Ахалтеке информ" в 2005 году.
Древнейший в мире документ о тренинге лошадей (Миттаннийца Киккули)
Издание: Ахалтеке-Информ 2005
Автор: Вера Ковалевская
«На десятый день, когда день только начинается,
а ночь кончается, я иду в стойло и возглашаю по-
хурритски к Пиринкар и Саушга, чтобы они дали
здоровье для лошадей…, а потом веду их на ипподром».
Ритуальный хеттский текст.
Текст трактата Киккули (XIV в. до н.э.), дешифрованный и изданный в 1931 году Б. Грозным, с тех пор вызывает неослабевающий интерес. Ему посвящены подробные издания и переводы, статьи и монографии и, несмотря на это, всегда можно взглянуть на этот источник под новым углом зрения и получить новую информацию. Нам нужно оценить этот важный документ с точки зрения достижений коневодства в наши дни, сравнить их с той системой, которая была положена в основу тренинга хеттских лошадей митаннийцем Киккули. Особый интерес представляет та близость в некоторых элементах, которую можно наблюдать между тренингом ахалтекинских скакунов в Средней Азии до революции и тренингом хеттских колесничных лошадей.
Вера Ковалевская, доктор исторических наук
Относительно семимесячного тренинга Киккули давно идут споры: считать ли его подготовкой к состязаниям (сведений о которых для хеттов у нас нет, но если учесть индоиранскую традицию, они должны были быть) или же это подготовка колесничных лошадей для битв и сражений. Скорее всего, второе. Руководство составлено не для заводского тренинга, так как начинается не с постепенного втягивания в работу, а с «пробной скачки», где выявлялись все способности коня к напряженной и трудной работе.
В тех работах, которые мне известны, включая и солидную монографию А. Камменхюбер «Хеттская иппология», при попытке систематизировать тренинг, исследователи шли по пути выделения дней с одинаковой тренировкой в один тип. А между тем рассматривать следует изменения во времени с поиском стоящей за различными нагрузками системы, которая отличается стройностью и продуманностью. Мы можем выделить в тренинге несколько периодов, которые по своему характеру и последовательности совпадают с современным тренингом ахалтекинских лошадей местными тренерами – сеисами.
Первый этап – это так называемая «пробная скачка». Это проверка всех попавших в руки тренера на период тренинга лошадей, проверка, прежде всего, выносливости. Первоклассный русский ипполог граф А. Г. Орлов-Чесменский всех рысаков для определения их дальнейшей заводской деятельности, проверял не только в беге на короткую дистанцию, но и в пробеге в экипажах на 18-20 верст, когда он ехал рядом и сравнивал между собой лошадей по характеру движения, налаженности дыхания.
У хеттов I-й четырехдневный этап представлял такие же состязания для выявления способностей лошади.
В первый день лошади работались в три гита – утром один реприз рыси и шага в 18 км и два реприза галопа (420-600 м) и вечером два гита по 6 км рыси и по 420 м галопа. Кормили лошадей усиленно после каждой работы люцерной, ячменем, свежей травой и рубленой соломой. На ночь давали вволю свежей травы. (При тренинге лошадей, как древнем, так и современном, учитывалась не только суммарная нагрузка в количестве пройденных километров различными аллюрами, но и то, как они распределены во времени. Число гитов за один день говорит о том, сколько раз лошадей выводили из конюшни и тренировали. Работа лошади в каждом из гитов определялась как последовательность нескольких репризов шага, рыси и галопа.)
Во второй день давали несколько меньшую работу (23 км рыси и 1020 м галопа) в два гита и кормили только свежей травой.
В третий день работа была снижена до 18 км рыси при корме также только в виде свежей травы. Кульминационный момент достигался на утро четвертого дня, когда лошади в колеснице должны были без еды пройти 12 км рысью и 12 км галопом. Интересно, что в дальнейшем, при постепенном увеличении нагрузки, такая работа будет предложена лошадям только через пять месяцев ежедневной тренировки.
После «пробной скачки» с этого же четвертого дня начинался 2-й этап – десятидневный цикл физической подготовки лошади, ее усиленного «потнения». Целью этого, как и в XIX веке, было сбросить лишний вес у лошади и наладить дыхание. Происходило это так: утром после скачки четвертого дня тренинга лошадь распрягалась, покрывалась попоной и приводилась в жарко натопленную конюшню, где усиленно «потнилась». Лошадям давали ведро соленой воды и солода и затем вели к реке купаться. Весь этот и следующий день лошадей многократно заводили к реке и купали. Затем число купаний сокращалось до 5, 3 и 1 раза, причем в последний день лошадей чистили и умащивали маслом. Во время этих процедур корм лошадям был сокращен для того, чтобы подсушивание происходило активнее.
В дореволюционном тренинге ахалтекинских лошадей выделялся специальный период «подсушивания», который проводился за 3 – 3,5 месяца до скачек и состоял из шаговой работы лошадей в несколько гитов на 15-20 км под кошмой. В тренинге чистокровных лошадей в Англии до середины XIX века “потнение” было обязательной процедурой, которую проходили все взрослые лошади и даже двухлетки. Лошадей, полностью закутанных в попоны, выводили на круг и давали им 5-6 км легкого галопа, после чего ставили в конюшню, пока у них пот не начинал течь из-под попон. В середине XIX века английский тренер Дей повел борьбу с таким потнением лошадей, и тогда в Англии в замену потнения ввели турецкую баню, сохраняющую тот же эффект – лошадь усиленно потела, но при этом сберегались конечности. В России в XIX веке также проводилось потнение. Интересно, что эти процедуры полностью повторяют особенности тренинга хеттских лошадей.
После «подсушивания», поскольку это очень сильная нагрузка на организм, во всех тренингах лошадям предоставляется отдых. Так было и в хеттском тренинге: введен был третий этап – отдых. Первые шесть дней лошади стояли в денниках, получая зерно и свежую траву, на седьмой день их выводили из конюшни, кормили травой, мыли горячей водой и умащивали маслом, и затем два дня их держали на приколе (привязи) около конюшни без воды и корма.
Тренинг Киккули – это деловой документ, но мы можем позволить себе увидеть описанную картину глазами Гомера.
«Иго с ретивых коней, опененное потом, сложили,
К яслям в царевой конюшне голодных коней привязали;
В ясли же полбы насыпали, смешанной с ярким ячменем,
К светлой наружной стене прислонили потом колесницу»
(Одиссея, 4, 39)
Возможно, этот же этап описывается в ассирийском тренинге, сохранившемся в виде фрагментов и изданном Э. Эбелингом: «Ты должен заставить их свободно бежать, в реку должен заставлять подниматься, (водой) обливать, заставлять отряхиваться, подниматься, возвращаться в конюшню… должен дать им ячмень и свежей травы, и они должны съесть…»
С 24-го дня начинался четвертый этап – основная работа с лошадьми, причем сначала без колесниц. Работа проводилась вечером. В первый день лошади проходили 600 м, а на ночь ставились в конюшни и получали вволю свежей травы. На следующий день лошадей купали, пасли, а вечером они шагали и рысили 12 км. Все последующие 12 дней лошади стояли привязанными без корма, вечером проходили рысью и шагом 12 км, а на ночь получали вволю свежей травы.
С 37-го дня начинался пятый (десятидневный) этап: лошади тренировались в запряжке только шагом и рысью. В первый день им давали всего 3 км рыси, затем распрягали, мыли горячей водой, кормили похлебкой с рубленой соломой; затем постепенно репризы рыси увеличивались, достигая к концу этапа 12 км. Последний день характеризовался также ослабленной работой – 3 км рыси. В это время лошадей вновь начинали кормить зерном, продолжая давать им на ночь свежую траву.
Начиная с 48-го дня до конца тренинга (четыре месяца), мы видим очень четко продуманную систему постепенного увеличения нагрузки в тренинге – это шестой этап. Основное изменение схемы нагрузок происходило следующим образом. На протяжении 10-12 дней ежедневно давалась одинаковая нагрузка, например: в конце второго месяца 10 дней лошадям давали по 18 км рыси и 420 м галопа, а на одиннадцатый день – та же рысь и 1800 м галопа. Затем следовали два дня облегченной работы, и начиналась вновь десятидневная работа по новой схеме – уже 24 км рыси и те же 420 м галопа. Интересно, что за все время, не считая периода отдыха, не было ни одного дня, когда бы лошадь была полностью освобождена от работ. После нескольких (от 2 до 10) дней ослабленной работы давался увеличенный реприз галопа (1800 м ) и т.д. Поскольку единицами расстояния, принятыми у хеттов были 6 км и 600 м, то дистанции, проходимые рысью, увеличивались каждый раз на 6 км, а галопа – на числа, кратные 600. Третий-пятый месяцы тренировок, очевидно, приходившиеся на самое жаркое время года, включали в себя основную работу с большими репризами рыси по ночам. Правда, в дни проверочных галопов работа производилась по утрам и вечерам.
Ко второй половине четвертого месяца достигает максимума работа рысью. После проверочного галопа на 2800 м (при рыси в 16, 2 км) шесть ночей лошади проходили по 42 км рысью при 420 м галопа. Потом в одну ночь – 84 км рыси при 420 м галопа, и вновь восемь ночей по 42 км уже при 480 м галопа, а ведь такую нагрузку дают в наше время только лошадям, идущим на побитие рекорда по дистанционным пробегам.
На пятый месяц уменьшалась дистанция, проходимая рысью до 30 км, при увеличении дистанции галопа до 1020 м и до 4200 м - во время проверочных галопов.
Тренинг шестого месяца уделял основное внимание репризам галопа. Если раньше между проверочными галопами были промежутки времени в 10-12 дней, и дистанция галопа увеличивалась сравнительно медленно, то за шестой месяц мы видим увеличение дистанции от 4,2 км галопа (при 16,2 км рыси) до 26,2 км (при тех же 16,2 км рыси). Очень интересно на нескольких примерах посмотреть, как достигались такие большие суточные пробеги
Большое количество гитов (и репризов в гитах) роднит тренинг хеттских лошадей с тренингом ахалтекинцев в XIX в. Различия, и очень существенные, заключаются в том, что при тренинге ахалтекинцев целью была максимальная резвость на коротких дистанциях (от 250 до 1000 м) имеем сведений о тренировке ахалтекинцев для военных походов, но полагаем, что именно здесь отчетливо выявилась бы близость элементов тренинга среднеазиатских и хеттских коневодов.
Анализ тренинга и сравнение его с современными данными по тренингу лошадей разных пород и, главное, для разных целей (скачек, бегов, стипльчезов и пробегов) позволяют нам твердо ответить на вопрос, который многие годы был предметом спора у исследователей текста Киккули - целью тренинга были колесничные состязания или участие в военных походах? Хотя большинство исследователей склоняется к первой точке зрения, нам кажется, что данный анализ ее опровергает. Скачки в древности проводились на ипподромах, скаковой круг которых не превышал 1000 метров, на короткую дистанцию, и выигрывали лошади с наивысшей резвостью. Данный тренинг методически добивался все большей и большей, поражающей нас сейчас, выносливости лошадей, что необходимо было для военных целей.
Причем, о достоинствах его мы можем судить не только по характеру тренинга, но и по результатам. Если мы ничего не можем сказать о резвости древневосточных лошадей, то мы знаем их выносливость, еще за пять столетий до Киккули лошадь в запряжке могла пройти в один дневной переход 140 км – рекордная цифра даже для нашего времени.
Вера Ковалевская, доктор исторических наук
Там в тексте еще таблица, которую мне скопировать не удалось. Особо пытливые могут ее просотреть непосмредственно на сайте МААК. Там вообще очень много интересных статей.
Вот ссылка:
http://www.maak.ru/inform.php3?id=119