Karthehadaschath: распятый и воскресший
http://carfagen-forum.ru/

О хамстве
http://carfagen-forum.ru/topic597.html
Страница 1 из 1

Автор:  Rediska [ 18-03, 17:32 ]
Заголовок сообщения:  О хамстве

Социум : Хамство
Люди в жизни постоянно сталкиваются с явлением пренебрежительного отношения к себе. Хотя, в свою очередь, при удобном для них случае с удовольствием демонстрируют подобный стиль поведения. Страдают от этого все, но, в то же время, каждый старается унизить другого, в особенности, если тот беззащитен.

Перемены, коснувшиеся нашего общества, с особой остротой подчеркнули эту проблему. Хамства стало не только больше, но и проявления его приняли облик злобности, жестокости, бескомпромиссности. Видимо, такое положение дел достигло уже значительных величин, и замалчивать это явление становится невозможным.

Следующим этапом развития хамства должна стать деградация общества, а это страшно, так как неминуемо приведет к жестокой конфронтации, что выльется в гражданскую бойню. Предчувствуя такую опасность, СМИ начали поднимать этот вопрос в своих ток-шоу. Например, авторская телепрограмма "Принцип Домино" недавно вынесла эту тему на всеобщее обсуждение.

Однако все то, чем оперировали ее участники, касалось их персональных случаев и было простым реагированием на них. Даже маститый психолог, приглашенный ведущими для того, чтобы максимально раскрыть эту проблему, своими рассуждениями лишь вызывал насмешливую реакцию зрителей. Более непрофессиональных выводов услышать просто невозможно.

Поэтому и та благая попытка оказалась "холостым выстрелом" по хамству, так как ничего позитивного, а тем более конструктивного нам не удалось почерпнуть из той передачи. Именно поэтому мы постараемся исправить данное недоразумение. Прежде всего, перед лечением болезни ее необходимо классифицировать, а затем, сделав тщательный анализ, разработать соответствующий курс лечения.

Мы должны себе уяснить, что хамство является болезнью общества, а не личности. Доказывается это просто. Пусть любой из вас, находясь в одиночестве, попытается заняться демонстрацией хамства. В любом варианте это коснется его самого, что, естественно, не вызовет никакого удовольствия.

Но как только у человека появится партнер по жизни, как у любого из них тут же может возникнуть причина для хамства. Неспособность к коммуникационному общению на основах паритета, взаимоуважения, выгодности указывает на недостатки в нравственной сфере, которая и отвечает за внешнюю политику человека, его безопасность.

Теперь мы подошли к следующей теме нашего исследования. Хоть и было определено, что хамство - болезнь общественных отношений, но ведь все равно наши связи создаются конкретными людьми. Общественные причины являются принципиальными положениями, а личности - непосредственными исполнителями. Это значит, что хороший исполнитель может мастерски исполнить даже несовершенную модель и наоборот.

Человеческий фактор в нашем вопросе играет хоть и второстепенную, но далеко не простую роль. Итак, почему же в нас не срабатывают природные механизмы, призванные гармонизировать отношения между личностными потребностями и общественными обязанностями?

Известно, что в основе личности лежит такая психическая функция, как "эго". Ее активность обеспечивает жизненность индивида, и это нормально. Однако если каждая индивидуальность, ссылаясь на эту норму, будет диктаторски заявлять свое эго, то можно догадаться, к чему это приведет - мы говорили об этом чуть выше.

Следовательно, хамством, как социальной болезнью, следует считать такое поведение, в котором человек утверждает свое "Я", не соразмеряясь с "Я" остальных членов общества. Игнорируя не только прописанные в законах нормы, но и общепринятые формы отношений, которые были выработаны практикой жизни и являются культурными корнями данного общества.

И в итоге происходит попирание культурных ценностей, наблюдаются действия в обход этих правил, а иногда и просто напролом, считая, что за ним имеется нечто такое особенное, способное компенсировать или оправдать хамство, которое постепенно становится привычным, камуфлируясь под норму.

Теперь нам необходимо рассмотреть действующие мотивы, провоцирующие людей на такое антисоциальное поведение. Здесь можно увидеть три основные группы. Это сознательное хамство, неосознанное и патологическое проявление этого уродливого феномена.

К сознательному хамству относятся такие формы, как гипертрофированное чувство собственной важности, распределяющее людей по категориям (на высших и низших). Причем на вершине этой социальной пирамиды всегда находится личное "Я", больное манией величия.

Поэтому для такого человека церемониться, особо подбирать выражения или действовать осмотрительно нет необходимости. Ведь ценность, в этом варианте, представлена только им самим и, в некотором отношении, ближайшим окружением. Остальные - просто плебеи.

В некоторых случаях осознанное хамство используется как средство достижения каких-то личных выгод за счет окружения (шагать по головам). Такие люди создают специальные формы отношений, где остальные заведомо обречены на проигрыш, поражение.

Особенно ярко эту схему демонстрируют шулеры, которые еще называются "каталами". Это и всем известные наперсточники, картежники, и более маститые игроки, способные создавать финансовые пирамиды наподобие МММ.

Совсем по-другому выглядит неосознанное хамство, которое может проявляться в виде непродуманности, задумчивости, недостатков в нравственном воспитании, черствости, глупости, необязательности. Не зря говорится, что "точность - вежливость королей". Как видим, "королей" в нашем обществе хамства практически нет.

Сказать одно... и не выполнить обещания - это стало нормой. Договориться о встрече... и опоздать или вообще забыть об этом - также находится в привычной плоскости. Почему в "привычной"? А вы посмотрите на собственную реакцию по поводу таких поступков, сделанных вами.

Например: "Ничего, не барин - подождет", "Ну, забыл - ничего страшного", "Подумаешь - не получилось" и т.д. За такими "безобидными" комментариями и глуповатой улыбкой хамство прячется, камуфлируясь под случайность. А, по сути, это самая страшная закономерность. Но в своей привычности она стала недосягаемой для коррекции.

Сюда же относится и такая форма хамства, которую мы называем "неотесанностью" или отсутствием воспитанности. Лексикон таких взрослых людей, а также их поведение способно вызвать состояние шока, но, тем не менее, это все то же хамство, чем бы оно ни прикрывалось или маскировалось.

В отдельную категорию следует выделить хамство, которое спровоцировано патологическим состоянием нервной системы, а также психики. В любом обществе всегда присутствует такая прослойка населения, которая имеет нестойкие черты характера, унаследованные по генной линии. Причем этот дефект генотипа способен проявляться в любой части общества. Это дерганные, нервные люди, которые свою неуравновешенность компенсируют, срываясь на хамство по отношению к окружающим.

Сюда входят не только издерганные судьбой люди, но и те, кто в демонстрационной форме заявляет свой вызов обществу в виде травли окружающих, причем в самой категоричной форме, не жалея ни себя, ни других.

Кроме того, следует особо обратить внимание и на такое проявление хамства, которое не может быть выделено в отдельную форму, так как способно быть органично вплетенной в любую из вышеперечисленных.

Речь идет о том, что провоцирование хамства также является хамством по сути, но только имеющим личину невинности. Поэтому ответное хамство, как и первопричинное, ничем не отличаются друг от друга, и не следует обманываться оправданием себя. Это выглядит только как "хорошая мина при плохой игре".

Как видим, хамство разнообразно и вариативно. Способно менять окрас и темперамент, скрывая злобную составляющую под благопристойными или невинными предлогами. Как же бороться с этим злом, если оно столь хитро и многолико?

Именно поэтому невозможно дать категорических рекомендаций. Особенно потому, что это касается всех, в том числе и тех, кто громче всех кричит: "Ловите вора!!!". И все же попытаемся порассуждать и в этом направлении. Прежде всего, следует избавиться от универсальной формы хамства, которую мы обозначили как "провокация".

Действительно, не менее пятидесяти процентов хамских посылов сделано как ответная реакция на провокацию. Нет причины - не будет и следствия. Но это только половина дела. Затем надо ставить вопрос о стратегии, которая должна быть реализована в виде воспитания молодежи. Причем с самого раннего возраста, что и послужит обществу, обернувшись обновленным состоянием культуры.

Что же касается тактики, то реагировать на хамство, конечно же, необходимо. Ведь это как ржавчина - если ее не отдирать, то она способна проесть всё. Но делать это следует в соответствии с той градацией, которую мы обозначили в начале статьи.

Если это хамство сознательное, целевое, то и реакция на него должна быть конкретной и бескомпромиссной, иначе оно вас просто растопчет. Это не значит, что мы говорим об ответном хамстве. Хамская перепалка только будет подливать "масла в огонь".

Речь идет о том, что никогда нельзя оставлять подобный выпад без реагирования, но действовать необходимо по своему сценарию, а не идти по той колее, которую вам уготовил хам. Как конкретно следует отвечать? На это можно давать совет также в каждом конкретном случае, но вообще-то надо развивать в себе способность к достойному отпору в виде экспромта и никогда не отступать под напором хамства, даже если это потребует от вас и физических действий. Но упреждающая форма поведения гораздо более экономична и, главное, намного результативнее любого ответного действия.

Конечно, для этого требуется специальная подготовка: как физическая, так и психическая. Но это уже то решение, которое вы принимаете самостоятельно. По этому поводу есть такое высказывание, что лучшей защитой от "падающего кирпича" является способность не находиться в зоне опасности.

Обратите внимание - это не бегство от опасности, а упреждающее моделирование, что совсем не одно и то же. Первое является пассивной формой, а второе - активной, организующей. В идею организации входит и такое состояние личной психики, которое не позволит хаму проявить в отношении вас свой излюбленный прием.

Кроме описанных форм сознательное хамство способно скрытно влиять на формирование нравственной надстройки хама, превращая ее в "бомбу" замедленного действия. Хамское поведение, как осознанное и целенаправленное действие, является дестабилизатором отношений.

Но поскольку отношения создаются как минимум двумя сторонами, то и разрушение направлено на обе стороны, то есть как на жертву, так и на самого агрессора. Только эта разрушительная работа идет незаметно, и хам просто начинает замечать, что ему вдруг перестало везти, стали преследовать неудачи, болезни и т.д. Эта закономерность очень коварна, так как скрытна. Но от это она и более разрушительна.

Относительно же того хамства, которое у нас описано под вторым номером, то есть неосознанном, мы рекомендуем действовать в направлении, которое помогало бы человеку осознать то, что его небрежность, забывчивость, нерасторопность, невнимательность являются не просто оплошностями, а самым настоящим хамством. Тем более значимым, что это чаще всего касается его близких людей.

Понятно, что сразу ничего не изменится, но надо быть терпеливым, последовательным и настойчивым, ведь дело касается все тех же, близких вам людей. Особенно важно проявлять такт и не сбиваться на демонстрацию подобных форм поведения - это лишь даст прямо противоположный результат. Если хотите достичь позитивных успехов, со своей стороны настойчиво осуществляйте то, чего вы хотите добиться от товарища.

В третьем варианте (где речь идет о том, что в действиях людей заметна роль больной психики) ответ очевиден. Не вступая ни в какие формы общения, надо как можно скорее удалиться на безопасное расстояние. Если же по каким-либо причинам этого сделать невозможно, то надо приложить максимум усилий с тем, чтобы успокоить оппонента, согласиться со всеми его доводами и т.д. То есть проявить такую поведенческую реакцию, которая называется "управляемой глупостью".

Здесь ваше влияние минимально, так как это клиент специального заведения, и вступать с ним в перепалку не только бессмысленно, но и опасно. То же касается и бесчинствующих фанатиков. Пусть с ними сражаются те, кому это предназначено по роду службы.

Следует сказать еще об одной, особой форме хамства, которая хитро прячется под маской безличности. Кроме того, у нее есть великолепная защита, и с этой точки зрения она наиболее опасна.

Мы говорим о рекламных щитах на улицах, порнографических журналах, бульварных газетах, сомнительных телепрограммах. А защита у них такая: "Мы ничего не навязываем - не нравится, не смотрите".

Да, мне не нравится, я и не смотрю, но ведь есть люди, которые не понимают, какой опасности они подвергаются, и в первую очередь это дети и молодежь. Такое отношение к своим землякам является проявлением самого беспардонного хамства. Вроде бы оно направленно и не ко мне лично, но ко всем нам, а значит, и ко мне в том числе.

Как бледно и смешно после этого выглядит какой-то хамский смешок в трамвае, реплика на улице или опоздание на несколько минут, неточно и не вовремя выполненное обещание, а также пена у рта во время очередного припадка неуравновешенной соседки. Но это все слагаемые нашей культуры, которая называется бескультурьем.

Что же может послужить отправной точкой в программе реанимации нашего культурного наследия? Мне кажется, что альфой и омегой данной темы должна стать программа развития и культивирования параллельности мышления. Относительно к рассматриваемому вопросу она будет выражаться в способности к обратной связи. Четком осмыслении причинно-следственного ряда. Крепкой памяти и цепкого внимания. Логичности ума и интуитивности интеллекта. Монадность сознания - это основа разумности человека.

Хотелось бы, чтобы эта беседа не просто осталась в памяти как интересная тема, желательная в проявленности. Этого мало. Достижение результата возможно только тогда, когда к этому приложены руки тех, кого задело за живое присутствие в нашем обществе хамства. Тех, кто не хочет этого терпеть и готов с ним бороться везде и в любой форме, какую бы ни принимало оно в жизни. Если не будет попустительской терпимости к хамству, то для него не останется и места в нашей жизни.

П. Веденин, 02.02.2003
http://www.5vetrov.ru/newtexts/00276.shtml

Автор:  Rediska [ 18-03, 17:34 ]
Заголовок сообщения: 

Только к бою с опасным противником нам требуется длительная подготовка, только отправляясь в дальний путь мы готовимся с особой тщательностью. Опасный противник — это хамство.

Опасен, во-первых, по причине неуловимости, т. к. существует большая трудность в том, чтобы выяснить, с чем именно придется бороться. Всякий раз, когда нам кажется, что определение слова «хамство» найдено, оно выскальзывает у нас из рук. Определяя, мы обособляем определяемое от всего остального. Отличительные признаки понятия сужают его объем, и, наконец, мы получаем что-то именно то. Но как быть, если в большинстве случаев слово «хамство» определяется набором его синонимов? «Хамство — это грубое, наглое, нахальное поведение». Что мы можем узнать из этого, кроме того, что хамство — поведение? Дело в том, что мы не знаем, какую роль играет здесь запятая: роль «и», либо «или», либо чего-то иного. Но хамство — действие. Действовать может живое. Нельзя сказать, что какая-то вещь является хамской — только преподнесение вещи или же ансамбль вещей, сопровождаемый действием, можно назвать хамством. Вещь не может быть наглой или нахальной, но вполне может быть грубой (грубо сделанной). Итак, не нам и не здесь биться с тенями и отражениями: грубость не хамство, хамство не грубость. Видимо, запятая в определении хамства играет роль союза «и». Похоже, что хамство — это и грубость, и наглость, и нахальство. Грубость выполняет функцию формы, наглость обусловливает наличие цели, нахальство же выражает особый способ действия.

Существует еще одна трудность, а именно: два взаимно противоположных определения хамства. Н.И. Тургенев определял хама как человека, проявляющего «угодничество перед властью, раболепие, соединенное с гражданским и политическим невежеством». В своем дневнике от 27.11.1818 года он пишет: «Мне приято слышать, что мое слово употребляется некоторыми». Не только некоторыми. Известно, что именно в таком смысле использует его А.С. Пушкин и ряд других писателей. Но обратимся еще к одному определению хамства, данному С. Довлатовым. «Хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженное на безнаказанность». Безнаказанность как возможность унижать и не испытывать сопротивления со стороны унижаемого. Таким образом, такое субъективное состояние как униженность становится самым главным в определении.

В глаголе «унижаться» «-ся» свидетельствует об обращенности на самого себя: унижается тот, кто допускает это «-ся». И тот, кто унижен, и тот, кто унижается — одинаково хамы: один — тем, что он унижается, другой — тем, что он унижает. Вывод жесток, и вот почему. Если хамство оценивать как проблему (т. е. что-то заставляет говорить о нем), то, значит, произошло некоторое столкновение с этой проблемой, переживание ее. Но переживание хамства — это унижение, а унижение — это само хамство. Если же хам пишет о хамстве, то возможна ли с его стороны форма проповеди? Униженный отрицает себя и потому странно было бы ждать с его стороны пылкой, пропитанной убежденностью речи. Невозможна форма безоговорочных «да» и «нет». Скорее это будет жанр исповеди, препарирование самого себя. И тут не следует ожидать чистого, аккуратного изложения, сдобренного наставлениями и предостережениями. Это будет нечто иное: истекающее кровью, стонущее сквозь сжатые зубы. Здесь изгоняют демонов, а не пытаются их задобрить.

Слово «хамство» — будто плевок на картину. Оно одним своим присутствием порождает вылганность, неуместность, неестественность. Глупость и недоуменное «почему». И этот вопрос бьется внутри Я, того, кто почувствовал на себе плевок, допустил его на себе. Не слишком ли много уже для Я? Нет, надо еще стереть след, ответить — но это невозможно. «Я не оно, его нет», — это крик сдирающего с себя плевок (к сожалению, только вместе с частью своей плоти), пытающегося изгнать из себя демона. — И если я отвечу, то уподоблюсь ему, но этого не будет, уж лучше быть униженным. Оно бросило мне вызов-плевок, я бросаю свой — молчание». Снова тупик. Эти вызовы — не на дуэль: оно знает, что ты не ответишь, ты знаешь, что оно не ответит, а оставит наедине с унижением, с твоим истинным врагом. Грубость, наглость, нахальство — лишь тяжелая дубина, проверка хрупкости, того, есть хамство или нет. «Но хамство есть, — кричишь ты, — и оно во мне!» Ты словно Эдип, ослепляющий себя после страшного открытия, после того, как узнал, кто виновник чумы.

«О коварный вопрос! Хамство! На тебя невозможно ответить с достоинством, невозможно ответить тем же языком — и другим языком тоже, ибо ты непереводимо. Единственный выход — бегство, но не от ответа — от вопроса. Истинно бесстрашным назову я того, кто пустится в путь, не боясь, что хамство есть и оно наполнит собой все подлунное пространство, не оставит места, где можно было бы искать «свежий воздух». Он знает, что хамство истребит самое себя. Беги же и не гневись, если услышишь летящее во след тебе: «Ты унижен! Ты трус!»

Так изгоняют демонов, так уходят в изгнание.

http://anthropology.ru/ru/texts/tsymoshk/vita02_14.html

Автор:  Ирина Хиенкина [ 18-03, 20:10 ]
Заголовок сообщения: 

Редисочка, поскольку тема с Кэпом закрыта, отпишусь тут.
Во-первых, никто не расскажет о человеке лучше, чем он сам.
Поговорив с Петром о Павле, больше узнаешь о Петре, чем о Павле.

А во-вторых, дай ссылочку на дневник! Я из французов знаю Марию Соледад и Наташу Шамбо. Теперь буду знать ещё человека.

Автор:  OlgaN [ 18-03, 20:56 ]
Заголовок сообщения: 

Гыгы, во-первых, ссыль обещала я, а не Редиска. :mrgreen: А во-вторых, не будете. :razz: Потому как именно Шамбо я и писала.

Автор:  Ирина Хиенкина [ 18-03, 21:07 ]
Заголовок сообщения: 

Оль, извини.
Пер-реп-путалла... ик... :beer:
Просто у Шамбо обычно ник Тайга.

Автор:  OlgaN [ 18-03, 21:29 ]
Заголовок сообщения: 

Угу. На Эквестриане. :mrgreen: А на Проконях в цитатах в том посте указано. Я так понимаю, она это дело написала согласно французским правилам грамматики. Так что звучит как Урман (кстати, там в дневнике на последних страницах интересный разговор об этом). Урман тоже тайга.
Ну, а "англичане" читают этот ник по-другому. :mrgreen:

Автор:  Наглый Чайник [ 18-03, 23:02 ]
Заголовок сообщения: 

Цитата:
Следует сказать еще об одной, особой форме хамства, которая хитро прячется под маской безличности. Кроме того, у нее есть великолепная защита, и с этой точки зрения она наиболее опасна.

Мы говорим о рекламных щитах на улицах, порнографических журналах, бульварных газетах, сомнительных телепрограммах. А защита у них такая: "Мы ничего не навязываем - не нравится, не смотрите".


меня вот это вот зацепило. Тоже самое можно сказать про многие дневники в ЖЖ. Их авторы позволяют мат, поливание грязью, безапелляционные утверждения, оправдываясь тем же: не нравиться - не читай. Типа тут мой личный блог, что хочу, то и пишу для себя и своих друзей. Почему-то при этом посты не френдонли и не подзамочные, а вполне себе общедоступные.
ИМХО высшая форма лицемерия. Отдает эксгибиционизмом.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/