ИМХО уже с одного названия опуса можно поржать... Хочу сохранить для потомком, а то мало ли что на Карфагене случится
Капитан Немо, Карфаген, тема Центрированная езда, стр. 43-45
http://www.carfagen.com/topic-t1302-420.html
Цитата:
"Синдром самураев Шаолиня."
Часть этого текста была написана мной еще в студенческие времена - как упражнение в анализе источниковой базы и как издевка над собственными заблуждениями прежних лет.
"Спор рационального с идеальным" - не нов. Ему, вероятно, столько же лет, сколько человечеству в целом. Сейчас и здесь, однако, интереснее разобраться с новейшей историей этого спора на советском и постсоветском пространстве.
Новейшая история этого вопроса началась точно в тот момент, когда Поль Тиббетс отдал приказ на открытие бомболюка "Энолы Гэй" и на Японию полетела первая атомная бомба. Не зря так много говорят о том, что Россия и Япиния - если не братья, то, как минимум, родственники по духу. Мысли, которые стали оказывать определяющее влияние на формирование государственной идеологии Японии с описанного выше момента и до настоящего времени, ничем не отличаются от черносотенно-русофильских. Вкратце обрисую таковые.
"Чем хуже - тем лучше." (вспомним мысли Ильича о перерастании войны империалистической...во что?, правильно, так и сделали!)
"У нас, мягко говоря, все не очень сейчас здорово - но, раз мы живы, то сильней духом, чему и должны учить весь остальной мир." (вся Россия после Крымской войны и Цусимы и вся Япония после Хиросимы, Нагасаки и генерала Паттона. О России - мемуары Великого князя Александра Михайловича...)
"Нам всем понятно, что мы лучше всех по определению, а не по фактам. Но никому больше мы этого доказать не можем, так как никто, кроме нас, этого не понимает, а нам это и так понятно на уровне Откровений Великой Жабы, Которая Посылает Нам Дождь." (все писания Зинаиды Гиппиус и иже с ней, над которыми хохотали еще В. В. Розанов и многие с ним...)
Разговоры о великой духовной миссии русского народа несколько поутихли после страшных итогов Великой Отечественной войны. И тут - "вторая волна". На первый взляд - как всегда, с загнивающего Запада. На второй - не совсем.
Катастрофой оказался густой азиатский дух этой волны. Ибо семена упали на благодатную почву: то, что Россия и Европа - вещи немножко разные, отметил еще Александр Блок.
Япония взялась за святое дело борьбы за победу духа постепенно и трудолюбиво. Первые "школы" того, что сейчас называют "восточными единоборствами", открыли свои гостеприимные двери для американских военных из оккупационного контингента на острове Окинава в 1945 году. Наивно думать, что японцам вдруг зачем-то захотелось окультурить на свой манер каждого второго сержанта из наземного персонала баз ВВС! А вот если ошеломить такого янки экзотическим плодом великой и многовековой культуры, то есть шанс, что он будет платить "учителю" минимум год. А там и "дан", и пояс какой-нибудь, не к столу будь помянут...
Об этом всем и еще о многом подобном - например, книги Дона Дрэгера.
Хватит о прошлом, пора перейти к настоящему.
На сегодняшний день на постсоветском пространстве сказать пару умных слов о дзенском мастерстве фехтования на самурайских мечах могут даже постоянные посетители сельских дискотек. При том, что единственным, кто изложил эти концепции человеческим языком, был Томас Эллиот Судзуки - имена говорят сами за себя. При том, что мне лично совершенно непонятно, каким образом может говорить о культуре страна, где большинство населения в двадцать первом веке живет в домах без всяких коммуникаций и с бумагой в окнах вместо стекол. А в городах - эпидемия самоубийств.
Но это все - лирическое отступление.
Описанные выше процессы совершенно похоронили европейский, трезвый, логичный, здравый подход ко множеству проблем. В том же фехтовании, например. Миямото Мусаси, "Книга пяти колец" - знаем, прекрасно. Или хоть слышали. А европейских мастеров? Так ведь их были десятки - только тех, кто оставил рукописные и печатные труды! С теорией, с методологией! Кто их знает и помнит?
Вот именно отсюда и берут начало совершенно нелепые концепции, связанные и с конным спортом и верховой ездой. Поиски тренера тире учителя, вера в то, что он, и только он, "знает, как надо", нежелание и неумение извлекать пользу из текстовых и изобразительных источников, неумение аргументировать свою "кочку зрения" рациональными, а не идеальными аргументами, попытки опереться на интуицию, а не на знание - все отсюда, и ниоткуда больше! В конечном итоге - неумение и нежелание думать своей головой, а желание пробивать этой головой стены. При этом, чем больше крови - тем лучше! Штоб все видели, как мы стараемся! Как могуч наш дух! И потому талантлив!
В этом всем самое смешное то, что "соревнования" на самом деле ничего и никому не доказывают и не проверяют (поверяют?). Ни в одной области, где они есть! Пример - те же "боевые искусства". Возня на рингах - пародия на них, не более. Смешно даже представить, чтобы, например, серьезные люди, серьезно занимающиеся БОЕВЫМИ искусствами, пытались соревноваться. Это абсурд! С кем? С укурком с топором? Не дай Бог! Между собой? Так поубиваться ведь можно... Поэтому такого там нет. Изначально ВСЕ обдумывается до мелочей, до полного понимания, логически. Знать, в "лошадином деле" мало травм и смертей, раз кто-то что-то еще всерьез "об чуйствовать" говорит? А ведь верховая езда стала спортом только где-то в семнадцатом или восемнадцатом столетии. До этого - боевое искусство в чистейшем виде. Забыли? Нет! Просто практикуем его по-азиатски.
И не нужно пытаться найти в написанном мной материале личные выпады в сторону кого-либо. Это чушь, я был такой же жертвой пропаганды! Думать всем надо, иначе так скифами и останемся! СНАЧАЛА думать, а потом делать... По-европейски, цивилизованно, с помощью здравого смысла...
P. S.: Кого заинтересуют дополнительные источники - в личку, плиз.
"Синдром самураев Шаолиня", часть вторая:
"Великое Восточное Искусство Войны-с-самим-собой".
В Японии период примерно с восьмого до конца шестнадцатого века - это период практически непрерывных гражданских войн. Следующий исторический период, известный еще как период Эдо, представлял собой диктаторский и деспотический режим - сегунат, или бакуфу (1603 - 1868). О нем и поговорим.
Одним из главнейших аспектов политики бакуфу являлась крайняя необходимость каким-то образом отвлечь орды рубак ( воспитанных длительным периодом войн) от рубания самих себя и всех окружающих. Понятно, что просто их тотальное уничтожение являлось делом крайне трудным и опасным. Поэтому был избран другой путь, суть которого можно описать, как "льстить-отвлекать-развлекать". Говоря по-русски - охмурять и сбивать с панталыку.
Лесть выражалась в систематическом внушении совершенно одичавшим витязям мысли о том, что они достигли - в процессе практического изучения и применения того же фехтования - таких невиданных высот совершенства, которые даже сами не осознают. "Ничего, мы вам объясним..."
Отвлечение выражалось в систематическом насаждении того, что этим работникам катаны и вакидзаси было совершенно никак не нужно - например, чайной церемонии или искусства каллиграфии. "Ну сами подумайте, какие же вы самураи без искусства правильно налить в чашку чай?!"
Развлечение выражалось в том, что необходимо было заставить этих товарищей (с кровавыми мальчиками в глазах) заморачиваться всем перечисленным достаточно долго. Желательно - всю жизнь. И всю жизнь их детей. И всю жизнь детей их детей...
Результат перечисленных мероприятий оказался настолько блестящ, что японцы идеологически победили всухую не только себя, но и весь мир - если не считать нескольких европейских ученых и азиатских мастеров того же фехтования, но "старой школы". Которые знают, описывают и применяют на практике настоящий, а не оскопленный вариант Великого Азиатского Пути.
Именно в период Эдо, к слову, понятие "дзюцу" (умение, мастерство, искусство) было - в рамках описанных выше мероприятий - подменено понятием "до" (путь). И именно с описанными выше целями, не с какими иными!
Именно в период Эдо понятие "до" стали - централизованно, сверху - ставить выше понятия "дзюцу". С теми же целями задурить голову героям гражданских войн, не с какими иными!
Именно в период Эдо диктатуре бакуфу было крайне важно придумать нечто столь далекое от жизни, чтобы рубаки уже никогда больше не смогли рубить по-настоящему. Поэтому во главу угла в этом вопросе был поставлен термин "до", то есть "путь". Практический. И только практический. Интуитивный. Поиски просветления. Желательно - всю жизнь. Совершенствование духа.
Потому, что даже тогдашним правителям Японии было совершенно очевидно - ничего более непрактичного и далекого от реальности придумать невозможно в принципе!
Столь тщательно теоретически продуманная идеологическая концепция по своей влиятельности и универсальности имеет даже в современном мире мало конкурентов. Как гадючьи клубки, расползлись и расплодились по всему свету "школы" так называемых "восточных единоборств" - беззубые, если не сказать откровеннее, тени минувшего. Чудо под названием "фэншуй", изобретенное китайцами в девятнадцатом веке для одурачивания "белолицых варваров", выдается уже этими самыми варварами за незамутненные откровения вековой мудрости. Кстати, похожая ахинея - например, воспевание "лаконичности" японского традиционного жилища - совершенно похоронила классический европейский дизайн. Практически повсеместно заменив его на "хай тек" (в просторечии - "хай так"...).
И сегодня мы имеем то, что имеем. Не надо, вероятно, обяснять, что приведенные выше байки из склепа нашли на просторах СССР и бывшего СССР благодатнейшую почву. Обычную серость в любых теоретических и методологических вопросах всегда можно замаскировать гомерическим количеством словестной шелухи. Которая крайне популярна и так ласкает слух. "Надо "чуйствовать", "интуиция", "надо учиться "чуйствовать" ("...настоящим образом..."?), "рациональное и идеальное", etc., etc., etc.... Вплоть до полного просветления...