Karthehadaschath: распятый и воскресший
http://carfagen-forum.ru/

Иногда Невзоров возвращается
http://carfagen-forum.ru/topic498.html
Страница 1 из 1

Автор:  Rediska [ 08-08, 13:38 ]
Заголовок сообщения:  Иногда Невзоров возвращается

Юрий Богомолов
Иногда Невзоров возвращается

Изображение

12:00 08/08/2008
Блог автора

В последнее время Александр Невзоров зачастил в эфир. Еще не выветрилось из головы впечатление о его двух серийном художественно-документальном фильме «Лошадь, распятая и воскресшая», как Первый одарил нас историко-биографическим фильмом о нем самом - «Александр Невзоров. 600 секунд спустя». Не так, чтобы ни с того, ни с сего одарил. Повод был – Александру Глебовичу стукнуло 50 лет.
Впрочем, есть и причина, чтобы о нем вспомнить сегодня.


Он ведь действительно в свои, не бог весть, какие года, стал легендой постсоветского ТВ.
Кто-то его считает героем информационных войн, кто-то – их жертвой. Кто-то просто инвалидом былых сражений… Но это в сущности уже не важно. Да, и неотличимы его победы от его поражений. Важно то, что он – зеркало.


Зеркало русской как революции, так и контрреволюции. А может, еще – и русской эволюции?
…Юбилейное приношение Невзорову в виде жизнеписания «600 секунд спустя» смотрится довольно странно. Фильм по жанру – ода. А по большому счету – раздевание, коим именинник, я думаю, остался-таки доволен.
Названы все сколько-нибудь знаменательные вехи его интенсивной жизни – от того момента, когда он был своенравным ребенком, до того, как с сознанием выполненного долга ушел в тень.


Более или менее полно перечислены его подвиги: пение в церковном хоре (у него были прекрасные вокальные данные), санитар в психушке (по причине избыточного романтизма), каскадер в кино (в силу склонности к экстриму), героическое хроникерство (из «тщеславия» и «корысти» по признанию самого юбиляра), жесткие репортажи с чеченской войны (из бескорыстной любви к войне), художественный фильм «Чистилище» (по той же причине), победы на выборах в Госдуму (из честолюбия), счастливый брак, рождение ребенка и, наконец, отчаянная борьба за хорошее отношение к лошадям, одним последствий которой стал телевизионный фильм «Лошадь распятая и воскресшая».


При всем стремлении авторов к всеохватности жития героя, кое-что упущено. Например, странная история с покушением на него и с шумом вокруг этого. Прославление им одиозного генерала Макашова. Его партнерские отношения с Березовским, когда тот был владельцем ОРТ. Его информационные ужастики в рамках программы «Дикое поле» на этом канале. Опущена еще одна благосклонность Березовского, который финансировал «Чистилище». Ничего не сказано о том, что Невзоров собственной персоной принял участие в избирательной кампании Абрамовича на пост губернатора Чукотки. Что тот не обделил своей поддержкой Березовского, когда тот избирался в Думу от Карачаево-Черкесии.


Конечно, в этих опущенных фактах и обстоятельствах нет ничего особо компрометирующего или снижающего образ короля экстремальной тележурналистики. Просто умолчание их его обедняют. Вся суть его – в сочетании противоположностей, в бросках от одной крайности к другой.


Вся суть его в абсолютной идеологической беспринципности, которую можно было бы назвать циничной, если бы она ни была совершенно искренней.


Вчера он был убежденным антикоммунистом, сегодня становится жестким антидемократом, назавтра просыпается истовым монархистом и далее со всеми остановками и установками.


Сюжет его творческой биографии выглядит поступательно неуклонным.


В "Секундах" доминировала информация, зажатая в рамки короткого временного отрезка. Интрига только в том и состояла: успеет или не успеет ведущий поставить точку с последней секундой. Как правило, успевал. В этом было его авторство. Там же стажировку проходила и Светлана Сорокина.


Невзоров исчерпал интерес к чистому хроникерству столь же быстро, как и к демократическим ценностям. Его монархизм и авторитаризм вполне совпали с авторскими амбициями на поприще документальной эссеистики. Сначала для этого были приспособлены "Дни", а в последствии "Дикое поле".


Перед нами случай довольно сложный в психологическом отношении и достаточно интересный. Неслучайно на него в свое время обратила внимание Наталья Бехтерева. В нем нерассуждающая харизматика перемешена с комплексами и неврозами. Какое-то время он думал, что он монархист. Да только в окружающей его действительности не находилось достойного царя-батюшки. Но образы тех, кто готов был послужить ему верой, правдой, всем остальным теснились в его груди, мерцали в его воображении. Потому Невзоров всю свою сознательную жизнь тележурналиста искал намек на образец для подражания. Сначала он его нашел в омоновце Млынике, потом в генералах Макашове, Руцком, Варенникове, Шаманове, затем в каком-то сержанте, что отрезал чеченцам уши. Наконец, вся эта возня с документальными персонажами надоела, и он создал образ художественный в фильме "Чистилище".


Затем репортер милостью Божьей ушел из профессии и стал в одном лице и царь-батюшка, и слуга ему, и отец нам – его солдатам. Весь вопрос только в том, достойны ли мы его?


В документально-игровом фильме нам дано понять, что род людской не достоин его хорошего отношения. Его хорошего отношения достоен только лошадиный род.


Был еще один человек, который также считал. Это Джонатан Свифт. Но он, описывая путешествие своего Гулливера в страну Гуигнгмию, сделал это в порядке сатирической шутки. А Александр Глебович, похоже, не шутит.


Иначе не возникла бы в его новом фильме интонация библейской проповеди, заявленная сначала в заглавии – «Лошадь, распятая и воскресшая», а затем пронизывающая все повествование.


Его повествование – история скверного отношения к лошади и тех, кто на ней во все времена воду возили, и тех, кто ее приспособил для спортивной выездки.


Одни эксплуатировали ее недюжинные тягловые способности и использовали как средство передвижения, для чего ее копыта подковывали железом, что причиняло ей боль.


Другие – вовлекли ее в спорт, для чего во все века подвергали благородное животное изнурительной дрессировке посредством хлыста и с помощью опять же железа.


Автор подробно и наглядно повествует о муках, которые переносит лошадь на протяжении всей своей жизни от рождения до смерти.


Понимать надо сию притчу следующим образом: сначала в ней сказывается, как человечество то ли по глупости, то ли в силу своей исконной жестокосердности, то ли в силу природного тщеславия и при попустительстве мировой ветеринарии распяло Лошадь с большой буквы, которая затем была воскрешена любовью и долготерпением Александра Глебовича Невзорова.


А теперь он возглавил «освободительную войну» против мирового конного спорта и коррумпированной ветеринарии.


Все это здорово, и все это удачно вписалось бы в олеографическую биографию Александра Невзорова, если бы одно наблюдение биографа не поставило под сомнение гуманистические устремления героя.


Автор высказывается в том смысле, что Невзоров не может жить без врага, и, что война для него – мать родная. Да он и сам в пору работы над «Чистилищем» в этом признался: «Мне вот в мире войны, как это ни странно звучит, уютно. Я привык. Я знаю кровь войны, я знаю прелесть чувства омерзения от этой войны. От любой войны вообще. Я знаю сладость чувства ненависти к войне...».


Вообще, сладость с ненавистью – любимый бутерброд Невзорова. Прельщаться омерзением – это давно укоренившаяся в нем склонность. Я же помню один его репортаж, где он со смаком перебирал подробности очередного садистского преступления вместе с преступником. "Как ты воткнул нож? Со спины? Она кричала? А потом ты ее раздел и стал насиловать?".


Мысленно и на словах повторив подвиг насильника в порядке следственно-творческого эксперимента, репортер тут же перевоплощается в моралиста, громыхающего сложноподчиненными сентенциями.
Та же стилистика просматривается в «Лошади распятой», включающей в себя детальный рассказ о том, как спиливаются зубы лошади, и кадры, где лошадиные трупы цепляют крюком подъемника и переваливают на грузовик.


…Трудно сказать, чем кончится новая «освободительная война» Александра Невзорова, но совершенно очевидно, что его прежние войны оставили след в повседневной практике нашего ТВ.


Надо признать, что во многих его сферах он был первым. Был первым «информационным киллером». Первым информационным мифотворцем. Первым в формате информационного «ужастика». Куда сегодня ни плюнь, попадешь либо в его последователя, либо подражателя: Караулов, Леонтьев, Пьяных, Малахов…


***
Едва кончился панегирик во славу Невзорова на Первом, на соседнем канале пошла программа «Программа максимум», за ней - «Русские сенсации», на следующий день – «Чистосердечное признание», «Ты не поверишь!». И везде – документальные трупы, документальная кровь, документальные убийцы и насильники.
Заслуга Невзорова перед нашим телезрителем не в том, что он открыл прежде неведомый пласт действительности, а в том, что он сделал из него высоко рейтинговое шоу.
Получится ли у него шоу из борьбы за права лошади?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Источник http://www.rian.ru/authors/20080808/150188203.html

Автор:  Летучая [ 08-08, 20:05 ]
Заголовок сообщения: 

Цитата:
Вообще, сладость с ненавистью – любимый бутерброд Невзорова. Прельщаться омерзением – это давно укоренившаяся в нем склонность. Я же помню один его репортаж, где он со смаком перебирал подробности очередного садистского преступления вместе с преступником. "Как ты воткнул нож? Со спины? Она кричала? А потом ты ее раздел и стал насиловать?".

Создается впечатление, что Невзоров очень хотел быть маньяком типа Чикатилло, но кишка тонка, получается только языком маньячить.

Автор:  Mrs. John [ 08-08, 21:13 ]
Заголовок сообщения: 

Дело вовсе не в маньячестве.
Эта статья вдохновила меня на кое-какие мысли. Сейчас постараюсь их записать. (уходит)

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/