"При царе по центру Петербурга всё ещё бегали конки и спотыкались дон-кихотовские коночные клячи. По Гороховской до Александровского сада ходила "каретка" - самый древний вид петербургского общественного экипажа; только по Невскому, гремя звонками, носились новые, жёлтые, в отличие от грязно-бордовых, курьерские конки на крупныз и сытых конях."
Такими их помнил Мандельштам. Засосов и Пызин рассказывают обстоятельнее:
"Конки, точнее, конно-железные дороги были очень распространенным видом перевозки людей. К началу ХХ века в столице насчитывалось около тридцати линий конок, три проходили по центру - они шли по Невскому, по Садовой и от Адмиралтейской площади до Николаевского моста (..). Вагоны были двух типов:одноэтажные и двухэтажные. Одноэтажный вагон везла одна лошадь и, надо сказать, на подъёмах мостов с большим напряжением, а двухэтажный вагон с высоким империалом везли две лошади. Спереди и сзади вагонов были открытые площадки, а в двухэтажных вагонах с этих площадок наверх, на империал, вели две винтовые металлические лестницы. Империал был открытый, проезд там стоил дешевле - две копейки за станцию вместо трёх и даже пяти копеек внизу. Внутри нижнего вагона стояли вдоль боков скамейки, а на империале была одна двусторонняя скамейка, пассажиры сидели спинами друг к другу."
Поначалу, только появившись, конки, как и трамваи впоследствии, вызывали восхищение, так сказать, эстетичностью своего внешнего вида.
"Вагоны конки устроены очень изящно, на четырёх колёсах с двумя входами" - писали летом 1863 года "Санкт-Петербургские ведомости". - "В вагоне 18 мест, по 9-ти с каждой стороны, обозначены они снурками, идущими от нижней части окон. Сиденья мягкие. По углам вагона у обоих вхдов устроены ступени для всхода наверх вагона, где также устроено 18 мест, окружённых решёткою."
Обслуживали конку два человека - кондуктор и кучер.
"Кучер правил лошадьми, стоя на передней площадке, щёлкал кнутом, а при спуске вертел колесо ручного тормоза. Около него висел звонок, которым подавались сигналы прохожим.(..) Когда конке надо было двигаться в обратном направлении, лошадей перепрягали к другому концу. Лошади были ужасные: клячи самого последнего разбора, нередко околевавшие в дороге. Их худоба служила постоянной мишенью для газетных карикатуристов. (...) Многие пути были одноколейные, с разъездами. Доехав до разъезда, конка ожидала встречный вагон, пропускала его, а только потом двигалась дальше. Двигалась она медленно: хороший ходок не намного отставал от неё" (Михаил Григорьев)
Были у конки и другие недостатки.
Маленькие и большие.
Например, она довольно часто сходила с рельс. В таких случаях, бывало, сами пассажиры, не теряя времени, вылезали и все вместе заталкивали вагон обратно на путь.
"Петербург без мундира" Жуков К., Клубков Р.-2008
|