Кое-что о родоначальниках орловской породы.
Неизвестный художник XVIII в.СметанкаЭкспозиция зала рысистых пород начинается с портрета светло-серого жеребца, написанного крепостным художником, предположительно Гавриилом Васильевым. Надпись свидетельствует, что перед нами «Сметанка графа А.Г. Орлова-Чесменского» - дед Барса I, родоначальника орловских рысаков. Портрет, по словам В.О. Витта, «…очень несовершенно передает нам черты экстерьера этого совершенного жеребца», но он – единственное сохранившееся изображение этой лошади. Художник-самоучка точно уловил одну важную особенность – необычную для арабской лошади длину корпуса Сметанки, связанную, как выяснилось, после того, как жеребец пал, с тем, что в его скелете был лишний – 19-й – грудной позвонок. Высокая научная ценность портрета Сметанки для истории орловского рысака была признана всеми учеными-иппологами, его репродукции печатались в учебниках и монографиях. У некоторых искусствоведов возникло сомнение в том, что портрет написан именно в XVIII, а не в начале XIX века. Но ведь Сметанку привели в конный завод Орлова в селе Остров под Москвой в 1777 г., и писать с натуры его можно было только тогда, так как через год он пал. Пришлось обратиться к помощи экспертов. В сентябре 1985 г. Портрет был передан во Всероссийский научно-реставрационный центр им. Академика И.Э. Грабаря для исследования. Оно продолжалось три месяца дало результат, которого мы и ожидали: портрет Сметанки – произведение конца XVIII века, правда, с позднейшими записями и тонировками.
Д. Гуревич КиКС 3/89